Найти в Дзене
Finversia

Игры разума

Не знаю как вам, а мне словосочетание «искусственный интеллект» набило изрядную оскомину. Вот и президент перед Новым годом только о нём и говорил – даже как-то странно стало, учитывая, что с нашими экономическими проблемами перспективы ИИ представляются весьма сомнительными. Но раз глава страны говорит, значит, надо прислушаться и разобраться. Людмила Коваленко, шеф-редактор проекта «Банки и деловой мир» Строго говоря, будущее искусственного интеллекта – не такая уж утопия, какой могла выглядеть семьдесят лет назад, когда этот термин придумал Джон Маккарти. Впрочем, как это часто и бывает с американцами, понятие это он попросту украл, потому как впервые об «умных машинах» говорил ещё русский дворянин и изобретатель Семен Николаевич Корсаков, померший аж в 1853 году. Именно его следует считать отцом кибернетики (Норберт Винер к тому времени ещё и не родился), ибо он не только термин придумал, а сконструировал несколько механизмов с перфокартами. Но это я так, для общего развития читате
Оглавление

Не знаю как вам, а мне словосочетание «искусственный интеллект» набило изрядную оскомину. Вот и президент перед Новым годом только о нём и говорил – даже как-то странно стало, учитывая, что с нашими экономическими проблемами перспективы ИИ представляются весьма сомнительными. Но раз глава страны говорит, значит, надо прислушаться и разобраться.

Людмила Коваленко, шеф-редактор проекта «Банки и деловой мир»

Из пушки по воробьям

Строго говоря, будущее искусственного интеллекта – не такая уж утопия, какой могла выглядеть семьдесят лет назад, когда этот термин придумал Джон Маккарти. Впрочем, как это часто и бывает с американцами, понятие это он попросту украл, потому как впервые об «умных машинах» говорил ещё русский дворянин и изобретатель Семен Николаевич Корсаков, померший аж в 1853 году. Именно его следует считать отцом кибернетики (Норберт Винер к тому времени ещё и не родился), ибо он не только термин придумал, а сконструировал несколько механизмов с перфокартами. Но это я так, для общего развития читателей, особенно тех, кто последним русским новатором считает Левшу, подковавшего аглицкую блоху.

Вернёмся в день сегодняшний, когда об ИИ вещают уже из каждого утюга. Не говорю уже о телепрограммах во время новогодних каникул – ребята дорвались всерьёз до artificial intelligence, чего только с его помощью не вытворяя. А я-то наивно думала, будто искусственный интеллект действительно открывает невообразимые дали и поразит человечество чем-то, помимо Дональда Трампа, спешащего на захват Гренландии в собачьей упряжке. Конечно, остроумные сюжетики тоже к месту пришлись, но это для ИИ вроде как стрелять из пушки по воробьям…

Между тем, широкая публика, скорее всего, судит о назначении искусственного разума как раз по этим доступным примерам и умиляется тому, что теперь можно «оживить» старое фото. Да кто же против? Пускай резвятся, если развлечений не хватает, лишь бы не забывали, что и мошенники раньше всех оценили прелести ИИ и вовсю ими пользуются, так что полиция, как водится, за ними не поспевает.

Понятно, что в первых рядах пользователей ИИ оказались школьники, получившие шанс в принципе ничему не учиться – дай какой-нибудь Алисе или Марусе задание, и желанный «проект» (так нынче в школе, по слухам, называют былое домашнее задание) готов. Увы, учителя сегодня тоже продвинутые и едва ли не мгновенно отличают ИИ-творение от собственной работы ученика. Ну, думаю, со временем эта проблема отвалится сама собой – на первом же экзамене или собеседовании выяснится реальный уровень образования, и придётся выпускнику выбирать работу, где оно не требуется. Что вообще-то нелегко – мозги требуются в любом занятии.

На стадии эксперимента

Как-то прошлой весной я с интересом наблюдала за стараниями робота-курьера выбраться из нашего двора. Наверное, в нём тоже какой-нибудь ИИ зашит, но похоже, глупенький и ничего не знающий о так называемых «закрытых» дворах, куда даже через калитку, то есть пешком, зайти можно, только имея ключ. На всякий пожарный одна дыра в заборе оставлена, но откуда же бедолаге-роботу знать, где именно она расположена?

Тем не менее, варианты применения ИИ в транспорте и логистике уже есть – по Москве уже бегает беспилотный трамвай и даже поезда метро. Пока вроде как в порядке некоего эксперимента – как пойдёт? Ну, если транспортное средство движется по рельсам, куда ни шло, а вот справится ли беспилотное такси в пробочных мегаполисах? Есть сомнения.

Словом, слухи о том, что в самое ближайшее время водителям придётся срочно менять профессию, по причине её отмирания, явно преувеличены. То есть, лет так через… не будем уточнять, может, появятся и беспилотные грузовики, и самодвижущиеся дороги по всему земному шару – помните, как в романе Стругацких «Полдень. XXII век»? Ну вот примерно к этому времени и появятся. С другой стороны, ни в одном фантастическом романе середины прошлого века нет ни компьютеров, ни всемирной сети, ни даже мобильных телефонов. А научно-технический прогресс не только неумолим, но и сильно ускорился в последние полвека.

Другое дело, что как бы он ни ускорился, какие бы преимущества ни сулил, сгоряча его использовать как минимум опасно. А то ведь может получиться как с атомной темой, когда американцы решили поскорее использовать её для военных дел. И жахнули, от большого-то ума, сразу же по живым людям, даром что японцам – для США они что-то вроде индейцев, которых первопоселенцы просто вывели, как ненужных конкурентов за территорию. Хотя зачем использовать прошедшее время? Сегодня тот же 47-й президент, у которого, судя по всему, окончательно поехала крыша, замахнулся и на Венесуэлу, и на Гренландию – тамошним обитателям мало не покажется…

Говорят, искусственный интеллект отлично проявляет свои способности в медицине – если так, то здо́рово. Хотя снова не удержусь от известных сомнений – наверное, полно случаев, когда требуется не искусственный, а самый что ни на есть естественный, причём высокого уровня разум. А ещё опыт, и умение выходить больного – это никакому роботу не под силу, поверьте на слово. Что касается экспериментов, то где-где, а в медицине к ним надо относиться весьма осторожно – всё-таки она имеет дело не с машинами, а с живыми людьми.

А что он может?

Если верить адептам искусственного интеллекта (многие из которых слегка безумны), то в конечном счёте – всё на свете. Более того, пройдёт совсем немного времени (слышали уже, слышали), и этот самый ИИ поумнеет так, что вытеснит человека со всех значимых позиций. Словом, катастрофа, да и только.

Я всякий раз вспоминаю эти прогнозы, сталкиваясь с очередной «железной девушкой» в попытках дозвониться до какого-нибудь учреждения, например, до поликлиники или до банка. Пока опытным путём не нашла выход: надо рыкнуть на «девушку» и потребовать, чтобы она соединила с оператором. Раза так с третьего до неё доходит. Честно говоря, думала, будто я такая эксклюзивно тупая, но проблема настолько популярна, что попала даже в рекламные ролики. А из телефона пришлось удалить «голосового помощника» насильственно – после того, как выяснилось, что до меня никто не может дозвониться. Понятно, оператор хотел, как лучше, а получилось – как всегда, если не включать мозг.

И всё-таки, на что сегодня способен ИИ, если исключить голосовых помощников, сервис для лодырей и всякие развлекательные штучки?

Для чистоты эксперимента я решила воспользоваться услугами Алисы, которая, вероятно, есть и у вас. Ну, само собой, первое, чем она меня порадовала, это домашний быт – если у вас много денег, заведите «умный дом». В бизнесе – работа с бумагами, CRM и всё те же голосовые ассистенты, будь они неладны. Поможет ли он в бухгалтерии, выяснить не удалось – или считается, что здесь уже всё в порядке?

Разумеется, больше всего меня интересовали наука и производство. Собственно, с наукой и без Алисы понятно – просто автоматизация анализа больших объёмов данных. Из относительно нового – прогностические модели (интересно, кто строит прогнозы в ЦБ, если они то и дело попадают пальцем в небо) и некоторая помощь в формулировании новых подходов. Собственно, всем этим наука занимается уже не первый век, разница – лишь в скорости. Что и говорить, дело нужное, поскольку избавляет от рутинной работы и способна выдавать результат очень оперативно. Хотя один из моих знакомых в этой среде, человек весьма современный и продвинутый, поднял меня на смех и поведал историю о том, как он пытался с помощью ИИ всего лишь сгенерировать список организаций, занимающихся определённой темой. Интеллект пообещал выдать результат в течение трёх часов. Не выдал, потом пыхтел ещё три дня – и снова облом. Если бы речь шла о каком-то «чайнике», не умеющем правильно сформулировать запрос, я бы не удивилась. Но здесь совсем иной случай. И причина, видимо, другая, о чём мы поговорим чуть позже.

А пока сообщу, что насчёт искусственного интеллекта на производстве Алиса не сказала ровным счётом ничего, пришлось искать вручную. Впрочем, другие источники особо нового тоже не открыли – какие-то элементы известны как минимум полсотни лет, с тех времён, когда внедрялись станки с ЧПУ. Та же автоматизация рутинных и монотонных процессов – прогресс не столько качественный, сколько количественный. Дроны на заводе – те же роботы, только название поменялось на модное. Вполне допускаю, что есть принципиально новаторские идеи и подходы, но о них по понятным причинам в массовых медиа не рассказывают. Информация, так сказать, для служебного пользования. И правильно.

Может ли железка быть умнее человека?

После того, как робот обыграл в шахматы чемпионов мира, появились опасения, что может. Потом страхи на время утихли, а сейчас вновь расцвели махровым цветом.

Вообще-то, вопрос надо бы формулировать иначе: а что считать интеллектом? Если умение быстро-быстро считать и вычислять, то, конечно, конкуренцию ИИ не составит даже Анатолий Вассерман. А оно, кстати, ему нужно? Думаю, нет.

Принято считать, что искусственный интеллект с течением времени будет обучаться и умнеть, как рос в бочке младенец Гвидон – не по дням, а по часам. Но изначально ему всё равно требуется «первая учительница». Или учитель, как кому нравится. Когда мы говорим о воспитании человеческого ребёнка, чего только в это понятие не вкладываем… Причём не особо разделяем интеллектуальное и эмоциональное воспитание, хотя термин «эмоциональный интеллект» существует. Но так уж человек скроен, что разум и душа в нём сосуществуют изначально. В отличие от какого-нибудь дата-центра, где души не может быть по определению.

Наверное, с течением времени можно оцифровать и запихнуть в какой-то суперсервер всю существующую на планете информацию, начиная с первых письменных источников. И что, ИИ сумеет написать «Войну и мир», 40-ю симфонию или «Мадонну с горностаем»? А теорию относительности создаст? Да ни в жизнь… Тут, как говорится, богу – богово, а кесарю – кесарево. Хотя после вынужденного каникулярного смотрения в телевизор у меня возникло стойкое чувство, что сценарии современных сериалов точно пишет некий ИИ. А если живой сценарист, ещё хуже – это же он будет учить ИИ сценарному ремеслу.

Пока с обучением, если судить по голосовым ассистентам, всё очень плохо. Либо учат этих ассистентов законченные имбецилы.

Пока мне не довелось ничего дельного прочесть о процессе обучения искусственного интеллекта. То есть, языковые модели худо-бедно создаются, но каков, извините за любознательность, языковый уровень создателей? По каким критериям отбираются объёмы естественного языка? Как контролируется процесс понимания и, следовательно, генерации? И какие вузы, собственно, готовят NLP-инженеров и других специалистов, которым предстоит обучать ИИ?

А между тем, качество искусственного интеллекта зависит не в последнюю очередь именно от его «образования». Хотя не только от него, есть ещё пресловутое «железо».

Гонка за лидерами

К сожалению, нам снова приходится догонять. Уже никто не называет кибернетику лженаукой, в стране сотни ИТ-компаний разного масштаба. В каких-то областях мы, что называется, впереди планеты всей – например, нигде в «развитых» странах нельзя расплатиться телефоном или улыбкой. Да и интернет у нас «летает», хотя и не то, чтобы повсеместно.

Однако не случайно Владимир Путин, рассказывая о стратегии развития на ближайшие годы, настойчиво убеждал слушателей в том, что развитие искусственного интеллекта – задача, как говорится, первого разряда. И в трёхлетнем бюджете на её решение заложен без малого триллион рублей – для России выглядит внушительно, а по сравнению с деньгами американскими и китайскими – не очень-то и много.

Но хоть и важны суммы, направленные на развитие ИИ, не в деньгах главная проблема. Три десятка лет Россия сидела на привозных «железе» и софте, а когда спохватились… И дело не только в рестрикциях, но и в том, что всё это время у нас почти не занимались тем самым «железом», удовлетворяясь импортом. С разработкой дело обстоит, впрочем, не так печально, во всяком случае, по части локальных нейросетей – они вполне себе конкурентоспособны. Успехов могло быть и больше, однако многие компании застревают на полпути из-за банальной нехватки средств и кадров нужной квалификации. Тем не менее, мы, как и китайцы, в отличие от американцев, можем себе позволить роскошь открытого кода и в целом из тренда никак не выпадаем.

Другое дело – микроэлектроника и мощные серверы. Пока всерьёз конкурировать с видеокартами Nvidia никто не в силах, и вряд ли в обозримом будущем здесь возможен прорыв. Значит, надо покупать, причём много. Самим наладить производство скоро не получится, имеющиеся импортные литографы устарели, а новых нам не поставляют по известным причинам. Свой же литограф, сделанный в МФТИ, можно считать разве что первым шагом по многотрудному пути. Потому даже суперкомпьютеры (действительно «супер»), которые у нас на сегодняшний день есть, начинены всё теми же зарубежными чипами.

Не радует и то, что с похожими проблемами (хотя и не так остро) сталкиваются и Китай, и даже США – лишний довод против господства монополий, какой, по существу, является та же Nvidia, хотя видеокарты в мире выпускают и другие компании. Словом, ситуация на чиповом рынке аховая, потому что, как говорят, Nvidia просто не способна увеличить объём своей продукции, а изделия её не слишком сильных конкурентов далеко не всех устраивают. Учитывая растущий спрос, в ближайшее время позитивных перемен ждать не приходится. И это проблема. Но как-то её решают все участники гонки – с бо́льшими или меньшими трудностями.

…Как ни странно, после того, как я прошерстила кучу публикаций в сети, оптимизма у меня прибавилось. Прежде всего потому, что с естественным интеллектом в России куда лучше, чем, к примеру, у европейских соседей. Сами посудите: почти четыре года воюем, казалось бы, какой ИИ? Но, выходит, сил хватает не только на оружие (причём какое – один «Орешник» чего стоит), но и на современные ИТ-разработки. Вот уж точно, русский человек лучше всего проявляет себя в критических ситуациях – проверено, увы, не раз.

Ну, а с «железом» разберёмся, не привыкать.

* * *

Не знаю, можно ли назвать то, что происходит сейчас на планете, «играми разума». Наверное, да, если уточнить – частично больного разума. Поговаривают, будто бы операция в Венесуэле разработана спецами по ИИ. Это вряд ли – сделано, конечно, ловко, но слишком уж топорно, чисто по-американски. Теперь вот Трамп нашёл себе новую игру – аннексию Гренландии. Интересно, у него искусственный интеллект с придурью, или Дональд Фредович отроду такой? Запасаемся семечками (ибо попкорн нынче не в моде).

.

Перейти на сайт Finversia.ru

👉 Подписывайтесь на канал Finversia на платформах YouTube, Telegram, Rutube и ВКонтакте.