Феноменальный гол Олега Блохина в Суперкубке Европы против мюнхенской «Баварии», забитый 9 сентября 1975 года, навсегда вошёл в историю футбола. Этот мяч стал визитной карточкой великого форварда и во многом определилил его судьбу. Для киевского «Динамо», которое в том сезоне сделало золотой дубль в СССР и выиграло Кубок обладателей кубков, матч с грозной «Баварией» Беккенбауэра, Шварценбека, Румменигге и Мюллера считался встречей с заведомо более сильным соперником. Журналисты и болельщики записали динамовцев в аутсайдеры.
Первый матч на «Олимпийском стадионе» в Мюнхене складывался по сценарию хозяев, которые нещадно давили на оборону гостей. «Динамо» искало счастья в редких контратаках, которые пытался разгонять Олег Блохин. Сам он позже вспоминал: «В первой же нашей контратаке я почувствовал силу обороны мюнхенцев. Защита «Баварии» отличалась мобильностью, гибкостью. Моим персональным сторожем оказался чемпион мира Шварценбек. А если к этому добавить, что роль свободного страхующего защитника выполнял ещё один чемпион – Беккенбауэр, то станет ясно, насколько сложно прорвать эту оборону».
Однако во втором тайме 22-летний форвард совершил невозможное. На 67-й минуте, получив мяч на своей половине поля, он в одиночку рванул по левому флангу к чужим воротам. Добравшись до штрафной площади, Блохин оказался в ситуации, когда отдавать пас было попросту некому. «Я, когда добежал до угла штрафной, увидел, что давать пас некому. Лёня Буряк только-только переходил среднюю линию. Я даже от досады руками развёл», – рассказывал он в книге «Право на гол». И в этот момент он вспомнил слова Владимира Онищенко, который в перерыве с трибуны горячо уговаривал его: «Олег, рискни. Возьми на себя! Чем чёрт не шутит? А вдруг?».
Решение было принято мгновенно. «Я презрел все каноны и ринулся вперёд. Первые два защитника промелькнули мимо меня, как искры, только в глазах зарябило. Третьего я раскачал из стороны в сторону, и он остался позади. Но передо мной уже вырос Вайс, и я понял, что его обойти не удастся, это уж как пить дать. Да зачем мне его обходить? Бить! И немедленно! Майер ушёл в ту сторону, куда двинулся защитник. Он хотел подстраховать его на тот случай, если я всё-таки прорвусь. Я ударил в дальний от вратаря угол…», – так описал кульминацию той атаки сам Блохин в книге «Гол, который я не забил». Удар с левой ноги был точен и неотразим для Зеппа Майера.
Легендарный комментатор Котэ Махарадзе, комментировавший тот матч, восторженно кричал в эфире: «Прошёл всю «Баварию», как троллейбус по Крещатику!». Незадолго до смерти он признался, что именно этот гол Блохина для него и есть настоящий футбол. «Я тогда первый и единственный раз выругал Олега в эфире. Он получил мяч в толпе защитников. Никого рядом не было, Веремеев и Колотов только спешили на помощь, а Олег даже не посмотрел на них – пошёл!.. Нафинтил и посадил на пятую точку трёх чемпионов мира во главе с Беккенбауэром – вот это футбол! Это искусство!» – говорил Махарадзе, конечно, немного преувеличивая для красочности описания.
Этот шедевр принёс «Динамо» победу в гостях со счётом 1:0, а в ответной игре в Киеве Блохин оформил дубль, и киевляне победили 2:0. Однако в историю вошёл именно первый, мюнхенский гол. Немецкая пресса была в шоке. «Киевляне могут пользоваться любой тактикой, потому что их форвард Блохин способен в одиночку решить исход матча. Оказывается, четыре защитника – для него не помеха», – писала газета «Мюнхенер нахрихтен». Голкипер Зепп Майер по прилёте в Киев с досадой заметил: «Лучше бы он играл в нашей команде». Главный тренер «Баварии» Деттмар Крамер, восхищённый игрой Блохина, после ответного матча сказал: «Гол, забитый этим быстрым нападающим, великолепен. Я в восторге от Блохина, и даже если бы он не забил гола, моё мнение о нём не изменилось бы». На вопрос, почему Блохина вновь опекал уступавший ему в скорости Шварценбек, Крамер развёл руками: «Потому что в моей команде нет защитника лучше Шварценбека. Его должен был страховать Беккенбауэр, но и тот не поспевал за Блохиным».
Сам Франц Беккенбауэр отзывался о сопернике сдержаннее, но не менее восторженно: «Голы Блохина – просто фантастика!». Считается, что именно этот шедевр в ворота «Баварии» стал решающим аргументом, когда Блохину вручали «Золотой мяч» 1975 года. В голосовании France Football он набрал 122 очка, на 80 опередив занявшего второе место Беккенбауэра и далеко оторвавшись от Йохана Круиффа. Любопытно, что сам Блохин новость о награде воспринял как шутку. «Позвонили из редакции «Советского спорта» и сообщили о выигрыше «Золотого мяча». Поначалу подумал, что это предновогодняя шутка… Но когда следом стали раздаваться звонки от разных людей – коллег, друзей и журналистов, сразу понял: не пошутили», – вспоминал он. После этой награды за Блохиным стала охотиться вся Европа, а «Реал» Мадрид сделал ему официальное предложение.
За свою долгую карьеру Олег Блохин забил ещё более сотни мячей, но гол, забитый в Мюнхене в сентябре 1975-го, без сомнений, остаётся лучшим и самым знаменитым в его карьере. Пусть сам он неохотно вспоминает тот эпизод и даже считает его менее значимым, чем, например, свой двухсотый гол, для всего футбольного мира это был момент чистой магии, навсегда закрепивший его имя среди величайших.