Найти в Дзене

В условиях цивилизации бежать часто некуда, а бить запрещено. Что делать?

Интересно то, что за последние 5000 лет образ жизни человека в корне изменился, а основные физиологические реакции организма остались на прежними Мы по-прежнему, попадая в стрессовую ситуацию, прибегаем к тактике, свойственной всем млекопитающим: бей, беги, замри. Но, проблема в том, что в условиях цивилизации бежать часто некуда, а бить и агрессировать запрещено. Разрешается только замереть (ну ещё умереть не препятствуется 😀). Поэтому природные психофизиологические механизмы активной реакции на стресс работают в холостую. А выбросы адреналина и кортизола в кровь приводят к постоянному накоплению напряжения и тревоги. Когда слабый провоцирующий фактор (намек, усмешка, нейтральное слово или действие) вызывает приступ гнева, это значит, что у человека имеется готовность, восходящая к прошлому опыту, не позволившему выразить этот эмоциональный настрой. Поэтому неадекватная эмоциональная реакция — это всегда проявление чего-то, прежде подавленного и вытесненного психикой на уровень бес
Оглавление

Интересно то, что за последние 5000 лет образ жизни человека в корне изменился, а основные физиологические реакции организма остались на прежними Мы по-прежнему, попадая в стрессовую ситуацию, прибегаем к тактике, свойственной всем млекопитающим: бей, беги, замри. Но, проблема в том, что в условиях цивилизации бежать часто некуда, а бить и агрессировать запрещено. Разрешается только замереть (ну ещё умереть не препятствуется 😀).

Поэтому природные психофизиологические механизмы активной реакции на стресс работают в холостую. А выбросы адреналина и кортизола в кровь приводят к постоянному накоплению напряжения и тревоги.

Есть предрасположенность реакций

Когда слабый провоцирующий фактор (намек, усмешка, нейтральное слово или действие) вызывает приступ гнева, это значит, что у человека имеется готовность, восходящая к прошлому опыту, не позволившему выразить этот эмоциональный настрой. Поэтому неадекватная эмоциональная реакция — это всегда проявление чего-то, прежде подавленного и вытесненного психикой на уровень бессознательного. Вытесненного, но не удаленного, а повисшего невидимым токсичным грузом, таскать который в себе приходится всю жизнь. И не просто таскать, а постоянно подавлять, чтоб "не всплыло".

Все наши чрезмерные реакции, тревоги, тоска и страдания – это предупредительные сигналы о том, что есть нечто, что давит и нависает. Причем не снаружи, а внутри. И часто человек продолжает жить против своей собственной истинности, не свою жизнь, не знает себя, не «слышит» свои потребности. А все, что не было прожито в детстве, проявляется в зрелой жизни в виде повторяющихся трудностей.

Мы живем для чего-то и что-то можем изменить

Нам порой кажется, что несчастья приходят извне – «ад находится снаружи», и тогда мы испытываем некое успокоение: ведь мы на это повлиять не можем. Но правда в том, что мы сами должны измениться внутри, чтобы изменения произошли и снаружи. И, когда приходит это понимание, мы ищем пути и направления. Так, и обращения к психоанализу всегда неразрывно связаны с опытом какого-то страдания, постоянной тоски и неудовлетворенности.

Как бы мы не старались погрузиться в пучину дел и не думать «о вечном», мы все равно инстинктивно чувствуем, что существуем не просто так, что живем для чего-то и что мы что-то можем изменить. Сами того не ведая, мы приходим в психоанализ, чтобы получить внимание, корректирующий эмоциональный опыт, «изменить прошлое», переписать свою историю, выявить ненависть, скрывающуюся за показной любовью, чтобы найти в своих неприятностях и неудачах тайное удовольствие, обнаружить собственную каббалу, в которую заключили себя сами и которую не желаем покинуть.

Замечу, что слова «ад» и «рай» используются в статье исключительно в метафорическом смысле, как символизация продвижения, эволюции психики человека от незнания к осознаванию, от тьмы к свету, из тамаса к саттве.

Какой он бывает, личный «ад»?

С чем же люди идут в психоанализ? Конечно же список у каждого свой. Например, запрос на анализ может быть связан с:

  • повторяющимися любовными разочарованиями и неудачами,
  • колеблющейся сексуальной ориентацией,
  • афонией (невозможностью говорить), возникающей каждый раз перед публичным выступлением,
  • страданиями из-за мрачной и несуразной жизни,
  • нестабильной эрекцией,
  • неуемной, заполняющей всю вселенную матерью,
  • никогда не проявлявшим любви отцом,
  • смертью близкого человека,
  • неудавшимися попытками зачать ребенка,
  • отвращением к половой жизни,
  • высокой степенью готовности к разочарованию,
  • сексуальной аддикцией, не оставляющей никакого места для чего-то другого,
  • тяжелой соматической болезнью,
  • обострением тревоги после удачного лечения фобии с помощью поведенческой психотерапии,
  • депрессивностью, гасящей все порывы и устремления,
  • неустанной ревностью,
  • и прочее.

Сегодняшние события входят в резонанс со старыми травмами

В анализ приходят также из-за так никогда и не написанной книги, нереализованного увлечения, несбывшегося желания, из-за так никогда и не найденного кого-то, кто мог бы выслушать.

Либо люди обращаются за помощью при столкновении с травмой, которая стала спусковым крючком для отчаяния. Потому что произошедшие события часто не соответствуют тому ощущению бедствия, которое затопляет. Просто они входят в резонанс с травмами, траур по которым был не завершен раньше: это могла быть потеря или смерть того, кого человек когда-то любил. И эта потеря по-прежнему лишает его наиболее ценной части его самой, либо он не нашел для потери достойной замены, либо он не умеет терять.

Депрессия, ипохондрия, меланхолия — наверно самые частые запросы, когда психика горюющего становится склепом, где живет потерянный объект. Болезнь горя становится продолжительной и никогда не заканчивается. И тогда аналитик должен быть тем, кто впрыскивает либидо в аналитическую ситуацию.

Выразить подавленное и вытесненное

Да и психические расстройства и нарушения мы сами не выбираем, это во многом сочетание генетики, раннего развития и негативных воздействий среды. Но выбор есть в том, по какому пути адаптации и компенсации человек пойдет. Менять что-то к лучшему или сохранить статус-кво. И мы уважаем выборы человека. Если он оставляет за собой право страдать, то мы принимаем это. Каждый имеет право феерично профукать свою жизнь.

Хотя надо понимать, что психоанализ — не панацея, не волшебная палочка и не гарантия последующего счастья. Это всего лишь метод. И он может помочь (и часто помогает), а может и не помочь (не исключено).

Каждый человек приходит в анализ — почти всегда не имея слов и идей, с помощью которых можно было бы это выразить, — с ощущением, что он или она в каком-то важном смысле умерли в младенчестве или детстве, а может быть, и на более позднем этапе жизни, и надеется, что работа с аналитиком поможет ему вернуть свою «непрожитую жизнь».

Запишитесь на сессию здесь или свяжитесь со мной по удобному для вас контакту в Профессиональное резюме

Для более приватного общения приглашаю в свой Телеграм-канал "Мне только спросить".

Буду благодарна, если вы поставите лайк и подпишитесь - это помогает каналу развиваться. Спасибо, что читаете!

ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ:

Психоаналитическая концепция депрессии

Почему психика не лечится таблетками

Чем психоанализ отличается от других психологических направлений

Психоанализ как лекарство: перейти на солнечную сторону улицы

Главный фактор, определяющий психологическую устойчивость

Про железных леди и стойких оловянных солдатиков

Нарциссы

Можно ли выжить в отношениях с нарциссом? Психоанализ героев фильма «Мой король» (Франция, 2015).

Часть 1 Как провалить план нарцисса и отправить его обратно в личный ад и травму

Часть 2 Не факт, что вы вообще способны выйти из отношений с нарциссом

Часть 3 Если решаете «кормить собой» нарцисса прочтите инструкцию

Часть 4 Расстаемся с нарциссом без шанса на прощение

15 самых распространенных вопросов и комментариев про нарциссов

Пограничные

Вы не сходите с ума, вы не виноваты и вы не одиноки

Если вы — с пограничным партнером, вам нужна инструкция по выживанию

Как договориться с неуравновешенным и обидчивым?

Жить с ним невыносимо, но я не ухожу. Почему?

Что нас удерживает в трудных и болезненных отношениях с пограничным партнером?