Зрители разных стран стоя приветствовали ее в театрах, а она больше всего боялась одиночества, впадая в депрессию после каждого выступления, потому что считала, что не достигла нужно уровня на сцене. Ее любили американские зрители, а она продолжала считать себя русской актрисой. Это все о ней - звезде Голливуда Алле Назимовой-Левентон.
Дед Аллы был мельником, его старший сын окончил университет и стал хирургом, после чего помог получить достойное образование сестре и трем братьям. Младший брат Яков Левентон стал дипломированным химиком, мечтал изобрести мыло, убивающее все микробы, но довольствовался должностью помощника фармацевта в аптеке.
Яков был модником - почти все деньги он тратил на одежду и одеколон, и, возможно, именно поэтому небогатый, но красивый мужчина, смог покорить сердце 15-летней Сони Горовиц - дочери состоятельного человека из города Бердичев - Льва Горовица.
Удивительно, но отец Сони дал согласие на брак с бедняком: Соня и Яков сыграли свадьбу. В семье родились сын Владимир и дочь Нина. Брак этот не был счастливым из-за грубости и вспыльчивости главы семьи.
Вскоре еврейская семья Левентон перебралась в Ялту, где Яков открыл аптеку, все время посвящал работе, а Соня скучала в одиночестве, погуливала, чего не скрывала. Здесь в 1879 году у Сони и Якова родилась дочь Адель, которую вскоре стали дома называть Аллой.
После череды еврейских погромов семья перебралась в Швейцарию, когда они поселились в Цюрихе, Алле было всего три года. Жизнь тут не задалась, вскоре глава семейства выгнал жену, и она отправилась в Одессу. Детей воспитывал отец, от которого им сильно доставалось, особенно Алле, которая была сильно похожа на мать.
Яков через некоторое время возвращается в Ялту, оставив детей на попечение семьи своего знакомого по фамилии Грелих, у которых Алла жила до 10-летнего возраста.
В 1889 году Алла Назимова возвращается в Россию. Ее отец Яков к этому времени уже варил дезинфицирующее мыло, и это приносило ему неплохой доход. Он даже стал почетным гражданином Ялты, снова женился, все трое детей снова жили с ним, однако лучше к родным чадам отец относиться не стал.
Алла со школьных лет была утонченной, красивой, умной и образованной девушкой, знавшая несколько европейских языков. У нее были прекрасные память и голос, она умела играть на скрипке и даже давала концерты. Правда, отец запрещал дочери выступать под своей фамилией, и она взяла псевдоним Назимова, а имя оставила.
Отец был против того, чтобы дочь выступала на сцене, и даже сломал ей руку после первого триумфа, ей навсегда пришлось оставить занятия на скрипке. С этого момента из-за череды психологических травм она стала страдать регулярными депрессиями
После нескольких лет обучения в католическом пансионе в Одессе Алла Назимова решила стать актрисой. Дома ее выбор не приняли, и она решила найти мать - ей нужен был родной и понимающий человек.
В 1896 году Алла нашла мать, но у той была новая семья и дети. Старшие дети ее не интересовали. Так Назимова стала сиротой при живых родителях.
Приняв тот факт, что она никому не нужна и никому ничего не должна, Алла отправилась в Москву, где поступила в Московское филармоническое общество, которым руководил Владимир Иванович Немирович-Данченко.
Обучение для Аллы было, как глоток свежего воздуха, правда, жить поначалу приходилось в нищете - снимать угол, который она оплачивала, занимаясь уборкой. Думала даже торговать своим телом, но вскоре нашла богатого и сильно пьющего любовника, который оплачивал ей сносное жилье и даже порой давал наличные деньги.
В этот момент умирает ее отец Яков, который завещал деньги детям, но их забрал себе жених сестры Нины, вложил в дело, поэтому Алла и ее брат Владимир остались без наследства.
В 1897 году состоялась эпохальная встреча Станиславского и Немировича-Данченко, которые во время ужина в ресторане «Славянский базар» решили основать Московский общедоступный театр, вскоре переименованный в Художественный.
Алла Назимова поступила в школу при театре и выходила на сцену в массовке. Главное, что она могла заниматься у самого Станиславского. У Аллы начинается роман с актером МХТа и ассистентом Станиславского - Александром Саниным.
Они встречались два сезона, а потом Назимова, устав быть ассистенткой, отправилась по рекомендации учителя в театр Бобруйска.
- Чтобы тебя содержать, нужен миллионер! - написал в письме вслед ей Санин.
В Бобруйск актриса позвала влюбленного в нее нищего студента Сергея Головина из Москвы, на следующее утро они венчались, а ночевать она нового мужа отправила одного ночевать в отель. Из ревности Санин поехал в Бобруйск, но Назимова уже была чужой женой, да и в новом городе оставаться она не желала - не ее уровень.
С мужем актриса быстро рассталась, не оформив развод, вскоре вернулась в Москву, но Станиславский сказал, что ролей для нее нет, и она стала изучать режиссуру, а потом уехала в Кисловодск, а затем в Кострому, где состоялась ее судьбоносная встреча со знаменитым актером и режиссером Павлом Орленевым.
У Назимовой и Орленева начался роман. Актер сильно пил, столичные сцены для него были закрыты, но в провинции он был звездой.
Орленев создал собственную труппу, в его постановках Алла играла главные роли. Именно Орленев сделал из статистики великую актрису Назимову. В 1904 году постановку с ее участием в Ялте посетил сам Антон Чехов. Писатель пригласил пару на ужин и, потрясенный талантом актрисы пообещал написать для нее пьесу, но не успел - через три месяца классик скончался.
В том же 1904 году труппа после неудачного спектакля отбыла сначала в Берлин, а оттуда - в Лондон. Здесь их постановки посещали известные люди, а также русские эмигранты. А автор книги «Трое в лодке, не считая собаки» Джером К. Джером посоветовал Орленеву и Назимовой ехать в США и покорять Бродвей, и даже дал рекомендательное письмо к знаменитому бродвейскому антрепренеру Чарльзу Фроману.
Конец первой части. Вторая часть - 22 января в 6 часов утра, ссылка будет тут.