Найти в Дзене

Это, конечно, очень важный и даже ключевой вопрос духовной жизни – вопрос о Причастии

Если говорить о земной жизни, то мы видим, что ветхозаветные святые, которых у нас достаточно много, а также святой Иоанн Креститель, в своей земной жизни не причащались Святых Христовых Таин. Вифлеемские младенцы, которых мы почитаем как святых, также не причащались. Разбойник, которому Господь сказал: «…ныне же будешь со Мною в раю», тоже не причащался и даже не был крещён, хотя святые отцы говорят о его крещении кровью. Были и мученики, которые также не успели принять крещение. Однако, видя стойкость и веру христиан, их гонители – воины, мучители – нередко обращались ко Христу и вставали рядом с ними, исповедуя: «И я христианин», хотя могли быть ещё не крещены. Для них мученичество становилось крещением. Безусловно, они не причащались Святых Христовых Таин, но каким образом Господь приобщает их к Себе после земной жизни – мы не знаем. Важно понимать разницу: одно дело – не иметь возможности причаститься, и совсем другое – иметь такую возможность и сознательно от неё отказываться.

Это, конечно, очень важный и даже ключевой вопрос духовной жизни – вопрос о Причастии.

Если говорить о земной жизни, то мы видим, что ветхозаветные святые, которых у нас достаточно много, а также святой Иоанн Креститель, в своей земной жизни не причащались Святых Христовых Таин.

Вифлеемские младенцы, которых мы почитаем как святых, также не причащались. Разбойник, которому Господь сказал: «…ныне же будешь со Мною в раю», тоже не причащался и даже не был крещён, хотя святые отцы говорят о его крещении кровью. Были и мученики, которые также не успели принять крещение.

Однако, видя стойкость и веру христиан, их гонители – воины, мучители – нередко обращались ко Христу и вставали рядом с ними, исповедуя: «И я христианин», хотя могли быть ещё не крещены. Для них мученичество становилось крещением. Безусловно, они не причащались Святых Христовых Таин, но каким образом Господь приобщает их к Себе после земной жизни – мы не знаем.

Важно понимать разницу: одно дело – не иметь возможности причаститься, и совсем другое – иметь такую возможность и сознательно от неё отказываться. Мы не знаем ни одного святого, который, имея возможность причаститься, считал бы это необязательным и отказывался от Таинства.

Поэтому Причастие, безусловно, необходимо. Если у человека нет такой возможности – значит, таковы обстоятельства, и он не властен над ними. Но если возможность есть, человек не должен отказываться от Причастия.