Несколько дней назад я была на нашумевшей выставке в Новой Третьяковке.
«Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург». Красиво, масштабно и многолюдно.
Я люблю Великого Карла. Его картины прекрасные и утонченные. Лица на портретах живые, красивые, а одежда : пушистый мех и блестящий шелк, прозрачное кружево и мягкий бархат - написаны настолько виртуозно, что кажутся осязаемыми.
О творчестве художника и о выставке можно говорить много. Но я не буду. Расскажу лишь об одной картине.
Везувий зев открыл: история одного шедевра.
Мы все помним ее из школьных учебников: гигантское полотно, где небо черно от пепла, а древний город Помпеи рушится под огненным дождем.
«Последний день Помпеи».
Интерес к погибшему городу возник у живописца благодаря восторженным рассказам его брата, архитектора Александра Брюллова. Тот в 1825 году изучал свежераскопанные археологами улицы, дома и храмы. Услышанное запало в душу и созрело в грандиозный замысел.
Работа над монументальным полотном заняла около шести лет (1827-1833). Следуя академическим канонам, мастер выстроил сложнейшую композицию, где каждая фигура и группа людей — часть всеобщей драмы.
Первоначально заказчицей выступала графиня М.Г. Разумовская. Однако позднее контракт на создание полотна переподписали с Анатолием Демидовым — потомком знаменитых горнозаводчиков, коллекционером и меценатом. На выставке можно увидеть его портрет: молодому наследнику было всего 15, когда художник впервые поделился с ним идеей картины об извержении вулкана. Готовое полотно Демидов привез из Италии в Россию и преподнес в дар императору Николаю I. Монарх был так впечатлен, что даровал автору бриллиантовый перстень и орден Святой Анны.
Присмотритесь к картине — она полна загадок. Например, 90% зрителей не замечают одного человека в самой гуще кошмара. Это не вымышленный герой, а сам художник. За несколько лет работы он настолько сжился с истории Помпеи, что задал себе вопрос: «А как бы повёл себя я?». Его ответ — в картине. Он изобразил себя не сторонним наблюдателем, а свидетелем, пытающимся спасти самое ценное: свои кисти и краски. Своё искусство. Он не просто написал гибель города — он оставил в ней частицу себя.
Есть и другая интересная деталь. Присмотритесь к лицам женщин на полотне — это одно и тоже лицо. Моделью была муза и подруга живописца, графиня Юлия Самойлова.
Посмотрите также на юношу в правом углу. Он помогает подняться упавшей матери, — это не просто персонаж. Это Плиний Младший, историческое лицо, один из немногих, кто в реальности пережил эту катастрофу и оставил о ней письменное свидетельство.
Еще хочу сказать пару слов о рамах. Они великолепны. Особенно хороша и заслуживает особо внимания рама у портрета Светлейшей княгини Е.П. Салтыковой.
Это не просто декоративное обрамление, а настоящий геральдический документ. Эта рама была создана по эскизу самого художника и является символическим выражением слияния двух могущественных родов: Салтыковых и Строгановых. Соболи, находящиеся на раме - это эмблема Строгановых. Они символизируют предприимчивость, богатство и освоение сибирских земель.
Орел - это элемент герба Салтыковых. Он символизирует верную службу императорскому дому и высокое положение при дворе.
Спасибо за внимание! В следующей статье расскажу про еще одну выставку.