Найти в Дзене
В ринге событий

Теренс Кроуфорд – боец 2025 года. Мнение Александра Беленького

Когда я был совсем маленьким (хорошее начало для боксерррррской статьи), первая награда, о которой я услышал, был орден «Мать-героиня». Ничего удивительного в этом нет. У моей бабушки было девять детей. Следовательно, одного ребенка ей не хватало до того, чтобы получить это высокое звание и орден, и образ матери-героини был чем-то вроде дежурной шутки у нас. Поэтому, когда меня спросили, кем я хочу стать, я ответил: «Отцом-героем». Хохот стоял дикий, а я в два с половиной года совершенно искренне не понимал, а чего они смеются? Ответ как ответ. Хотел послужить родине человек. Но я хотел, а чемпион в суперсреднем весе (до 76,2 кг) Теренс Кроуфорд, вроде как, послужил. Правда, его тоже на десять человек не хватило. У него их семь. Шесть от жены, и еще один – от соседки. Сейчас о его детстве если говорят, то как о хорошем мальчике. Это, мягко говоря, преувеличение. Не был он хорошим мальчиком наподобие Джима Хокинса из мультфильма «Остров сокровищ». Пять раз его пинком под зад выдворяли и

Когда я был совсем маленьким (хорошее начало для боксерррррской статьи), первая награда, о которой я услышал, был орден «Мать-героиня». Ничего удивительного в этом нет. У моей бабушки было девять детей. Следовательно, одного ребенка ей не хватало до того, чтобы получить это высокое звание и орден, и образ матери-героини был чем-то вроде дежурной шутки у нас. Поэтому, когда меня спросили, кем я хочу стать, я ответил: «Отцом-героем». Хохот стоял дикий, а я в два с половиной года совершенно искренне не понимал, а чего они смеются? Ответ как ответ. Хотел послужить родине человек.

Но я хотел, а чемпион в суперсреднем весе (до 76,2 кг) Теренс Кроуфорд, вроде как, послужил. Правда, его тоже на десять человек не хватило. У него их семь. Шесть от жены, и еще один – от соседки.

Сейчас о его детстве если говорят, то как о хорошем мальчике. Это, мягко говоря, преувеличение. Не был он хорошим мальчиком наподобие Джима Хокинса из мультфильма «Остров сокровищ». Пять раз его пинком под зад выдворяли из школы, где он учился. Его мама, суровая женщина, когда уставала бороться с ним ремнем (отец был моряком и редко бывал дома), платила соседским мальчишкам, чтобы его побили. Вы это представляете себе? Я – нет. Впрочем, до нас не дошло сведений, что это кому-нибудь удалось. Этот невысокий парень умел драться с самого начала. Так что деньги они, может быть, и брали, но они пошли, скорее всего, на наркотики. Это не преувеличение. Родом Теренс был из ОЧЕНЬ плохого района города Омаха, штат Небраска, где такое расходование денег – обычное дело. Там же он, кстати, и познакомился со своей теперешней женой, как пишут приличные биографы, «в начале 2000-х». Почему «приличные»? Потому что в те годы Теренсу, который родился в конце 1987 года, было максимум лет пятнадцать лет, а то и меньше. Но надо отдать ему должное: несмотря на несанкционированный детородный поход налево, он с тех самых пор остается все с той же женой.

Ну а теперь закончим до поры до времени с хиханьками да хаханьками. То, что Теренс пошел в бокс, было таким же обычным делом в этих местах, как и то, что он пошел, как сейчас политкорректно выражаются, по женщинам. В тот самый спортзал, куда в разные годы ходили его дед, его отец и его дядя. Харатерно, что хозяин зала Карл Вашингтон сам пригласил его туда, став свидетелем одной уличной потасовки. Тем самым он изменил судьбу самого Теренса Кроуфорда и все будущее американского бокса.

После непродолжительной и ничем не примечательной любительской карьеры, в ходе которой Теренс побил нескольких будущих чемпионов мира (впрочем, проигрышей там тоже хватало) в двадцать лет он дебютировал в начале 2008 года на профессиональном ринге.

До чемпионского боя он добрался только к 2014 году. 1 марта. Дрался Кроуфорд не дома, а в Шотландии. Помню, я посмотрел этот бой, потому что очень болел за шотландца – Рикки Бернса, который, к моему огромному удивлению, проиграл. Места в газете было мало, бой я описывал не отдельно, а в обзоре вместе с остальными боями, и я написал: «Как истинные джентльмены судьи в этом бою не беспредельничали, а лишь слегка мухлевали, пытаясь не совсем забывать о совести. Чтобы и Богу свечка, и черту кочерга. Так у двоих получилось 116-112 в пользу заезжего молодца, а у третьего – 117-111 тоже в пользу Кроуфорда. На самом деле, последний счет – минимально возможный. Американец захватил инициативу в середине боя и уже больше никуда ее не отпускал, как дорвавшийся до берега матрос красивую разбитную девку. В последнем раунде он попытался добить Бернса, но на это его уже не хватило. Может быть, не будь вокруг него родные стены – и упал бы. А так гордость помогла».

Что не вошло в этот краткий репортаж, так это мое, как я уже сказал, безмерное удивление. Я понимал, что, будь у Кроуфорда выбор, он НИКОГДА не поехал бы в Шотландию. Этот бой был единственным за всю карьеру, который он провел за рубежом. Но все-таки в полной мере я его открыл только тогда, когда 28 июня 2014 года в родной Омахе он сравнял с землей кубинского боксера и, кстати, олимпийского чемпиона Юриоркиса Гамбоа и защитил свой титул WBO в категории до 61,2 кг.

Вот как я об этом писал тогда в статье «Кубинское крушение»:

«Не могу сказать, что победа Кроуфорда над британцем Рики Бернсом, у которого он и позаимствовал свой титул только в марте этого года, не произвела на меня должного впечатления. У меня есть документальные подтверждения, что произвела. Также не могу сказать, что не разглядел сильных сторон Кроуфорда, таких как относительно высокий рост, безотносительно длинные руки, мощный удар и достаточно высокий общий технический уровень, так как для того, чтобы всего этого не увидеть, надо быть большим ослом, чем я есть. Другое дело, что я полагал, что всего этого не хватит, чтобы победить беглого кубинца Гамбоа.

Однако хватило. Да еще с лихвой. Причем никак нельзя сказать, что Гамбоа сидел на веселой кубинской диете из девушек и рома или даже на грустном ее варианте из девушек без рома. Ну а на роме без девушек на Кубе к боям никто не готовится. Это наше российское ноухау с поправкой только на напиток.

Нет, Гамбоа был прекрасно готов. Он просто проиграл более сильному бойцу. Конечно, свою роль сыграло то, что для весовой категории в 61,2 кг бывший чемпион в весе до 57,2 кг мелковат, но это никак не было единственной причиной его поражения.

У Кроуфорда имелась замечательная домашняя заготовка – большую часть боя он провел в правосторонней стойке, как левша. Причем смотрелся в ней так органично, словно левшой и является. Однако помогать это ему стало далеко не сразу. Гамбоа это новшество совершенно не смутило. Он стремительно входил в зону атаки, пробивал серию, обычно с акцентом не левом боковом, и не менее стремительно выходил. Хочешь встать как левша? Пожалуйста. Тогда и получи, как левша, правый прямой. Правда, было видно, что все это не производит на Кроуфорда особо сильного впечатления. Ну так многие поначалу не впечатлялись, а потом как въезжали носом в пол!

Однако въехать в пол, пусть и не совсем носом, пришлось скоро Гамбоа. Это случилось в пятом раунде, который поначалу проходил более-менее в том же ключе, что и предыдущие четыре. Кроуфорд нанес атакующему Гамбоа левый боковой навстречу. Тот поплыл, попытался войти в клинч, но пропустил еще один левый боковой и упал. Остаток раунда кубинец просто тянул время до гонга.

Бой проходил в Омахе, родном городе Кроуфорда, и зал, видя все это, просто встал на уши и больше с них уже не слезал. Ну а тон задавала молодая мать Кроуфорда (да-да, та самая, которая платила парням за то, чтобы они избили ее сына), которая так махала руками стоя на трибуне, словно сама сражалась с целым полчищем дьяволов. Рядом с ней также воевала и более молодая женщина. Но, так как я пока не занялся светской хроникой, кем она приходится Теренсу – просто не знаю (наверное, это была жена).

Кому как, а мне сразу стало ясно, что мой прогноз плакал горькими слезами, и это вскоре подтвердилось. В 6 раунде Кроуфорд показал, что правым джебом может легко удерживать Гамбоа на дистанции, если захочет. Седьмой раунд кубинец провел неплохо, но он увядал на глазах, что и подтвердилось в восьмом.

Гамбоа, понимая, что его шансы улетучиваются, нажал на газ… и въехал в правый боковой навстречу. Еще один нокдаун. На этот раз более глубокий. В этом раунде Кроуфорду не хватило времени его добить, но в следующем хватило. Гамбоа упал еще два раза, сначала от левого бокового, потом от правого, и на этом все для него в этом бою завершилось. Ну а Кроуфорд победил на радость маме, которая, победив дьяволов, теперь принялась их топтать».

С того самого дня я считал Кроуфорда сначала просто фаворитом в любом бою, потом лучшим боксером во всех весах. Лучшим, чем даже мексиканец Саул Альварес. Но даже я не полагал, говорю это честно, что этого хватит для победы над ним. Тем более, что бой проходил в нынешнем весе Альвареса до 76,2 кг, где он был абсолютным чемпионом. Да-да. Кроуфорд уже был чемпионом в легком (до 61,2 кг), первом полусреднем (до 63,5 кг), полусреднем (до 66,7 кг) и даже первом среднем (до 69,9 кг) весах, но то, что он сохранит силы и в суперсреднем (до 76,2 кг) – это казалось мне перебором. Но этот бой состоялся 13 сентября 2025 года в городе Парадайс (часть Лас-Вегаса). Да, я предсказывал (если осел – так осел), что Кроуфорд будет уверенно побеждать до восьмого раунда включительно, а потом ослабеет и сольется. Предсказывал…

Началось все с того, что Альварес был чуть решительнее, но это сводилось к тому, что он чуть решительнее пропускал удары. Два раунда прошли, и здесь Кроуфорд почувствовал фарт. Чувство дистанции и момента у него было лучше, скорость тоже. Удары Альвареса раунд за раундом летели мимо цели. Совсем чуть-чуть, в миллиметрах. Но это была не случайность, принимая во внимание, как часто это происходило. Чем дальше, тем больше Кроуфорд от этого тащился. Прошло восемь раундов, и пришла усталость. К Альваресу. На последних секундах боя он едва не попал в нокдаун. Наконец, финальный гонг. Ждем решения судей, которое кажется нам ясным.

Так и есть. Все трое отдали голоса Кроуфорду, но двое со счетом 115-113, а третий – 116-112. Это как так? Кроуфорд победил, по мнению двух, в семи раундах, а третьего – в восьми из двенадцати?! По-моему, при нездоровой любви к рыжим, нетипичным для мексиканца, волосам Альвареса ему можно было отдать два раунда, но больше? Это, извините, как?!

Но все вопросы уже в прошлом. Победителя судьи назвали верно? Верно. А что Альварес перед боем уже имел три очка форы – это неважно. Победил Кроуфорд, и он, теперь в этом НИКТО не сомневается – лучший боксер во всех весах и боксер года. За свою победу он получил (по слухам) около 50 миллионов долларов. Не так уж и много, если считать, сколько получают многие другие.

Сейчас Кроуфорд, вроде бы, покинул ринг. Вроде бы – потому что это как-то уж слишком неожиданно… и слишком хорошо. Приблизительно один процент боксеров делают это именно так. Не больше. Хотя бы один лишний бой, но они проводят. Такова статистика. Но подождем.

В заключение мне бы хотелось сказать несколько слов о том, с чего мы начали. С «отце-геройства». Что я думаю о Теренсе Кроуфорде.

Знаете, мне бы хотелось в этой связи вспомнить «Тараса Бульбу». Гоголя искусственный интеллект еще не заставил никого забыть? В самом начале книги там есть такие слова, которые автор говорит об Остапе, своем верном сыне. Не том, который позже продастся полякам из-за красивых глаз польской девушки. Того звали Андрий (именно так, в последнем случае стоит «и» вместо «е»). Не помню точно, но об Остапе автор говорит, что он был добр настолько, насколько мог быть добр человека того времени. Не помню точно, но как-то так.

Теренс Кроуфорд, по-моему, добр настолько (кстати, и дети в большинстве своем у него отсюда), насколько может быть добр человек его происхождения, выросший в подобных условиях. Так мне, во всяком случае, кажется. Чтобы доказать это, мне понадобиться написать еще одну, куда большую, статью. И неплохо бы с ним лично познакомиться.