Факт №1. Главный сборочный конвейер (ГСК) КАМАЗа находится в корпусе автомобильного завода. Сегодня сборка автомобилей производится на двух поточно-механизированных линиях ГСК-1 и ГСК-2. Каждая линия представляет собой сложную конструкцию, состоящую из напольного вертикально-замкнутого конвейера сборки шасси (длиной 192 метра), напольного вертикально-замкнутого конвейера сборки автомобилей (длиной 406 метров).
Примечание. Все вышеуказанные конвейеры располагаются в тоннеле 4-метровой глубины и толкают по специальным направляющим тележки для сборки автомобилей.
Между двумя вышеуказанными конвейерами находится устройство для кантования (переворачивания) рамы автомобиля.
Вертикально-замкнутый пластинчатый конвейер (длиной 62 метра), на котором производятся регулировочные работы с заправкой и запуском автомобиля, завершает собой ГСК КАМАЗа. (внизу на фотографии).
Факт №2. Проект ГСК КАМАЗа был разработан Ленинградским филиалом института «Союзпроммеханизация» и изготовлен Минским опытным заводом СКБ №3. Оборудование для ГСК в 1974 году заказывали сотрудники отдела капитального строительства КАМАЗа Саулиди Николай Савельевич и Рыбин Константин Иванович. А для приобретения необходимого опыта челнинские монтажники ездили на ЗИЛ, где собирали аналогичный конвейер, только меньших размеров.
Факт №3. Монтаж ГСК-1 был начат 26 ноября 1974 года (по другим данным - 28 ноября). В тот день комплексные бригады Шмоткина Н.Б. и Лазарева Ю.А. закончили бетонную подготовку полов и устройство тоннеля в 161-127 осях. Монтаж первых металлоконструкций был доверен бригаде Осипенко Владимира из Челнинского монтажного управления «Спецстальконструкция» (ЧМУС) треста №7. Первые 30 тонн конструкций вместе с бригадиром собрали Гайфутдинов Р. и Набиуллин М., крановщик Федченко М. Между прочим, работа по установке тяговых цепей была очень трудоёмкая. Каждая ячейка тяговой цепи весила 70, а всё звено – более 800 килограммов. Чтобы протянуть такую цепь требовались силы всех членов бригады.
В книге «КАМАЗ. Организация и производство монтажных и специальных работ», изданной в Москве в 1986 году, написано, что ГСК-1 был смонтирован за 5 месяцев и сдан в эксплуатацию с первого предъявления с оценкой «отлично» в апреле 1975 года.
Правда, в Музее КАМАЗа хранятся записи, сделанные со слов неустановленного человека, будто механическая часть ГСК-1 полностью была закончена в октябре 1975 года, а электрическая часть была запущена в ноябре 1975 года, и то по обходному варианту. Этот же неустановленный человек сообщал, что электрические шкафы и тиристорные приводы были установлены на ГСК-1 лишь в первом квартале 1976 года.
Факт №4. Обращаю ваше внимание, что ГСК такой протяжённости (около 700 метров), как на КАМАЗе, был смонтирован в СССР впервые. Конвейер монтировали пространственными блоками прямо «с колёс», не допуская промежуточного складирования. Эти блоки из панелей, стоек связей и участков путей собирали в кондукторах, обеспечивающих заданную точность и однотипность сборки. Под основание стоек были заранее установлены, выверены и залиты строганные опорные пластины, позволившие монтировать ГСК-1 безвыверочным методом. Для разметки и проверки осей конвейера впервые (!) в практике МИНМОНТАЖСПЕЦСТРОЯ СССР был применён лазерный визир ЛВ-5. Благодаря его использованию были значительно сокращены сроки сборки ГСК-1.
Факт №5. Управление ГСК-1 и системами подвесных толкающих конвейеров велось в специально оборудованных диспетчерских пунктах.
Факт №6. 25 декабря 1975 года на ГСК-1 была поставлена первая рама. В тот день началась отработка технологии сборки шасси. Другими словами, первая рама служила своего рода учебным стендом, на котором рабочие учились отрабатывать бесперебойную сборку будущих грузовиков.
14 января 1976 года на раму камского грузовика устанавливается первый двигатель. (Был запущен 6 февраля). В этот день началась сборка первого автомобиля. 30 января 1976 года на ГСК-1 была подана первая кабина камского грузовика.
Факт №7. 5 января 1976 года коллективы, участвующие в строительстве КАМАЗа, выступили с почином «XXV съезду КПСС - 50 ударных дней». В начале января 1976 года было принято решение к 20 января 1976 года обеспечить ГСК-1 всеми необходимыми деталями и узлами. Основная нагрузка по обеспечению конвейера комплектующими легла на сотрудников управления смежных производств (УСП) КАМАЗа во главе с его начальником Никифоровым В. А.
Факт №8. 16 февраля 1976 года с ГСК-1, заработавшего в режиме пуско-наладочных работ, сошли первые автомобили КАМАЗ. Обращаю вашем внимание, что на конвейере в тот день находился не один, собранный ради показухи, а несколько десятков, готовых выйти на дороги Советского Союза.
Факт №9. В конце декабря 1976 года с ГСК-1 сошёл 5 000 автомобиль КАМАЗ и был подписан документ о вводе в эксплуатацию I очереди КАМАЗа. Уже в начале января 1977 года коллектив Ленинградским филиалом института «Союзпроммеханизация» приступил к проектированию ГСК-2.
Проект был разработан досрочно. Газета «Правда» от 29 сентября 1978 года сообщала, что бригада Владимира Осипенко (напомню, что именно его бригада монтировала и ГСК-1) на полмесяца раньше срока закончила монтаж головной части второго конвейера КАМАЗа.
ГСК-2 заработал в пуско-наладочном режиме 22 апреля 1980 года.
Вот как об этом сообщала газета «Советская Татария» от 24 апреля 1980 года.
Стоит сказать, что в связи с пуском ГСК-2, КАМАЗ смог обеспечить уже производство 230-240 автомобилей в сутки.
Факт №10. Если уж заговорили о среднесуточном выпуске грузовиков, то приведу несколько цифр. В 1976 году он составлял 10-15 автомобилей в сутки, в 1978 году – около 150, в 1988 году- 460-520 автомобилей. (Для справки. В 1988 году было изготовлено рекордное количество автомобилей КАМАЗ за всю историю – 126 662).
Факт № 11. На ГСК работали прославленные бригады. Среди них бригада Вареника Евгения Петровича, Хуснутдинова Шауката Хамитовича (https://dzen.ru/a/YS97LyeTVgG28Pe4), Напольских Александра Владимировича (https://dzen.ru/a/aAXvGzWlEBG_l8WA), Воргудаева В.М. и многих-многих других.
Посмотрите также на фотографии камазонок, работавших на ГСК.
Портреты камазонок с ГСК КАМАЗа регулярно публиковали центральные газеты и журналы. Например, фотография Натальи Юсуповой была опубликована в газете «Советская Россия» от 23 апреля 1980 года.
И в «Комсомольской правде» от 20 августа 1980 года
Фотография Любови Алчиновой была опубликована на обложке майского журнала «Работница» за 1976 год.
Кстати, Любовь Павловна, сама того не ведая, стала олицетворением камазовской молодёжи в середине 1970-х годов. И своему заводу она была верна долгие годы. Прочтите материал, опубликованный в газете «Вести КАМАЗа» от 3 апреля 1999 года.
Факт №12. Главное на ГСК – это его ритмичность! В 1980-х годах камазовцы работали под девизом «КАМАЗу - чёткий ритм, высокое качество поставок».
Девизы девизами, но случались и простои. Рваный ритм ГСК обуславливался разными причинами. В 1977-1979 годах – это, и неравномерная поставка кабин и рам с прессово-рамного завода, и несвоевременный завоз масла для заправки грузовиков, и прекращением подачи сжатого воздуха, и несвоевременная подача моторов с завода двигателей, и неоднократные аварии на участке кантователя рамы (см. ниже размещённый документ).
А ещё и смежники КАМАЗа (https://dzen.ru/a/YVbv4bVV8hzs86gg) несвоевременно поставляли свои комплектующие на КАМАЗ или поставляли их с браком. По этому случаю прочтите обращение камазовцев, опубликованное в газете «Советская Татария» от 29 марта 1979 года.
Ветераны УСП КАМАЗа вспоминали, что порой задействовали самолеты для доставки необходимых узлов и деталей, чтобы сохранить ритмичность ГСК КАМАЗа.
Да, другие камазовские заводы тоже и не раз подводили ГСК-1. Например, агрегатный завод обещал поставить реактивные штанги, да не поставил. Даньшов Александр Фёдорович – начальник сдаточного производства автосборочного завода на страницах газеты «Рабочий КАМАЗа» от 3 февраля 1982 года признавал: «Действительно наш завод работает неритмично из-за неритмичной поставки основных узлов с агрегатного завода. Это вынуждает нас напряжённо трудиться в последнюю декаду месяца, что не может сказываться на качестве автомобилей».
Стоит сказать, что в общей массе причин, простои по вине автосборщиков тоже были, но в малом количестве.
Для борьбы с простоями 1 ноября 1988 года на ГСК КАМАЗа в режиме опытной эксплуатации заработала автоматизированная система учёта простоев, которая выдавала руководству сведения о причинах простоев и виновных за смену. Это была самая первая компьютеризация учёта и контроля на ГСК! Систему установили сотрудники центральной лаборатории диагностики (начальник Летягин Н.) и сотрудники отдела внедрения задач АСУ автосборочного завода.
И последний момент. Если кто-то думает, что простои – это наследие советской эпохи, то прочтите материал из газеты «Вести КАМАЗа» от 10 апреля 2008 года, в котором рассказывалось о причинах простоя ГСК 2 апреля 2008 года.
Факт №13. 17 августа 1988 года между ГСК-1 и ГСК-2 был создан цех сборки двухосных автомобилей. По сути, это была новая, третья нитка конвейера КАМАЗа. Прочтите интервью с Земсковым Анатолием Геннадьевичем – главным инженером автосборочного завода, опубликованное в газете «Знамя Коммунизма» от 19 октября 1988 года.
Первым начальником цеха сборки двухосных автомобилей работал Абашев Александр Николаевич. Привожу его воспоминания: «В середине октября 1988 года пол цеха был сформирован путем заливки эпоксидной смолой. Он имел идеальную поверхность, что позволяло при сборке двухосных автомобилей использовать тележки на воздушной подушке, разработанных Куйбышевским НИИ. Тележка со сборочными узлами (рама, двигатель, балансирная подвеска, кабина) свободно перемещалась по территории цеха. Тяжелые детали поднимались от пола на 0,3 мм от пола. Для управления тележкой достаточно было усилий всего одного сборщика!».
Факт №14. Когда пришли «лихие девяностые», особенно во второй половине 1990-х годов простои ГСК стали обычным делом. Главный сборочный конвейер стоял в период с 1 по 18 января 1997 года и с 15 по 31 октября 1997 года, а в 1998 году случилось самое страшное. Газета «Вести КАМАЗа» от 31 января 1998 года сообщала, что в январе камазовцы сумели собрать только 3 (!) большегруза. Газета «Вести КАМАЗа» от 28 февраля 1998 сообщала, что в феврале были собраны 6 грузовиков и «производство на КАМАЗе, можно считать, встало окончательно».
(Для справки. Когда в феврале 1998 года были остановлены обе нитки, то ГСК-1 встал на долгие 5 лет. СМИ сообшали позднее, что ГСК-1 заработал вновь лишь в марте 2002 года, когда началась серийная сборка тяжелых грузовиков КАМАЗ-6520, -6460, -5460).
В конце апреля 1998 года, после 4 месяцев «производственных каникул», заработал ГСК-2. Вроде бы наладили выпуск машин, но вынужденные простои и срывы поставок продолжались до конца 1998 года. Внизу заметка из газеты «Вести КАМАЗа» от 5 сентября 1998 года.
(Для справки. В 1998 году было изготовлено самое малое количество камских грузовиков за всю историю – 3 541)
Факт №15. В июне 2010 года на ГСК -1 и ГСК -2 был завершено обновление полов на площади 200 000 квадратных метров. Вместо деревянных торцевых шашечек (https://dzen.ru/a/aC8WHzTHBG0GL0N3) за предыдущие 3 года были залиты новые бетонные наливные полы
Факт №16. ГСК КАМАЗа всегда был и остаётся местом, которое посещают почётные гости и различные делегации.
И у вас есть возможность вживую увидеть процесс создания камских грузовиков и познакомиться с работой ГСК-2. Запись на производственную экскурсию производится в будние дни по телефону (8552) 37-13-51.