Найти в Дзене
МИР 24

«Цифровое ожирение». Как смартфон убивает хозяина?

Прошедшие новогодние каникулы стали самыми продолжительными в новейшей истории, правда, как шутят в сети, 43% россиян провели их лежа. И если раньше мы боялись «зажировки», вызванной поеданием салатов, то теперь главная угроза —  «цифровое ожирение». Как спастись от этого недуга, выясняла обозреватель «МИР 24» Маргарита Гырылова. Привычная картина московского метро — на весь вагон несколько человек не «залипают» в телефонах. А ведь еще недавно жители Москвы и других советских городов были самыми читающими в мире – за книгами проводили 11 часов в неделю. Теперь полжизни тратят, глядя в телефон. Гаджет подчинил себе человека настолько, что в него смотрят даже на ходу. Мы провели эксперимент: наблюдали за пассажирами метро. Каждый пятый, как персонаж фэнтэзи: не видит ничего вокруг. Их телефон, как его «моя прелесть». На самом деле у, казалось бы, безобидной привычки — отложенный эффект. Доказано, что мелькание «рилсов» и «постов» сначала приводит к депрессии, а потом на учет к психиатру.

Прошедшие новогодние каникулы стали самыми продолжительными в новейшей истории, правда, как шутят в сети, 43% россиян провели их лежа. И если раньше мы боялись «зажировки», вызванной поеданием салатов, то теперь главная угроза —  «цифровое ожирение». Как спастись от этого недуга, выясняла обозреватель «МИР 24» Маргарита Гырылова.

Привычная картина московского метро — на весь вагон несколько человек не «залипают» в телефонах. А ведь еще недавно жители Москвы и других советских городов были самыми читающими в мире – за книгами проводили 11 часов в неделю. Теперь полжизни тратят, глядя в телефон. Гаджет подчинил себе человека настолько, что в него смотрят даже на ходу. Мы провели эксперимент: наблюдали за пассажирами метро. Каждый пятый, как персонаж фэнтэзи: не видит ничего вокруг. Их телефон, как его «моя прелесть».

На самом деле у, казалось бы, безобидной привычки — отложенный эффект. Доказано, что мелькание «рилсов» и «постов» сначала приводит к депрессии, а потом на учет к психиатру.

Сабину нельзя назвать бездельницей. Она обеспечивает себя сама. Работает фитнес-тренером. Но каждую свободную минуту в телефоне. В соцсетях проводит по пять часов в день. Старается ограничивать себя. Но удается с трудом. Руки словно заколдованы — сами тянутся.

«Какая-то информация все равно нужна, наедине с собой оставаться скучно. Таким способом отвлекаюсь, развлекаюсь. Иногда мне кажется, что я ничего там не ищу. Просто скроллю ленту, смотрю «рилсы» бесконечные, даже неинтересные, просто что-то делаю», — поделилась Сабина Гаджиева.

Чаще всего россияне листают ленты социальных сетей. У подростков и молодежи экран горит пять-шесть часов в сутки. Люди постарше, от 40 лет, не выпускают телефон из рук три-четыре часа. При этом смотрят и читают все подряд, не задумываясь о пользе контента.

«Каждый может пройти самодиагностику и вычислить сколько тратит времени на телефон. Для этого надо зайти в настройки на своем гаджете. Если это айфон, найти раздел «экранное время», если смартфон — «цифровое благополучие». Я, например, в среднем за день держу телефон в руках один час 41 минуту», — рассказала журналист.

Детям дольше часа пользоваться гаджетом не рекомендуют. Но тем, кто привык с пеленок смотреть мультфильмы, объяснить это трудно. Родители сами учат плохому. Суют ребенку телефон при любом капризе: на прогулке, за обедом или перед сном.

Для взрослых безобидное время — два-три часа в день. Если сидеть в телефоне дольше, нарушается работа мозга. Мозг принято делить на несколько зон. Префронтальная или передняя его часть, та, что находится в лобной области, считается самой важной. Ее-то и разрушает «цифровое ожирение», то есть бесконтрольный просмотр всего подряд.

«Префронтальная кора нам эволюцией дана для того, чтобы мы решали сложные задачи: абстрактное мышление, математика. Она работает, когда ей дают сложные задачи. Если давать простые задачи, эти области мозга не будут работать. Они даже могут уменьшится в размере. Именно так, человек тупеет», — отметил профессор МГУ, доктор биологических наук Михаил Лебедев.

Уже через неделю мозг человека переходит в «спящий режим». А кнопки в нем нет. Это не мотор, и запустить его обратно в работу сложно.

«Когда мозгу что-то легко дается, он ленится. Клип — это дешевый дофамин», — отметил Михаил Лебедев.

Профессор Лебедев больше 30 лет изучает возможности мозга. Пришел к выводу: человеку не дано быть мультизадачным. Одномоментно думать о разном человек не умеет. Мозг просто переключает внимание с одного на другое. Вот почему, если на работе вас еще отвлекает и телефон, теряется концентрация, страдает память. А дальше по цепной реакции: бессонница, стресс. И ценный сотрудник сегодня завтра уже на бирже труда.

«Залипание» в телефоне  повлияло и на твое самочувствие Сабины Гаджиевой. «Какая-то апатия на время, может пропасть какой-то вкус жизни, потому что кажется, что все вокруг плохо», — поделилась девушка.

Таким, как Сабина, помогает Дмитрий. Вместе с женой десять лет назад они начали собирать людей в группы и устраивать для них цифровой детокс.

Дмитрий Никитин

психолог, руководитель АНО «Центр развития экотерапии»

«По сравнению с тем, что было 50 лет назад, например, в десятки, если не сотни раз больше человек потребляет информации. Именно переизбыток информации является толчком для развития тревожности, стрессовых реакций».

Чтобы люди не блуждали в дебрях своих мыслей, Дмитрий регулярно водит их в лес. Называет эту практику лесотерапией. Опытным путем выяснил, что часовая прогулка творит чудеса.

«Люди приходят со средним уровнем тревожности, а уходят с низким. Уровень физиологического стресса, напряжения нервной системы снижается на 20 — 25%. За всего лишь часовую практику. Улучшается вариабельность сердечного ритма, увеличивается уровень энергии человека. Мы с помощью аппаратуры делали замеры», — заявил Дмитрий Никитин.

Летом супруги устраивают лагерь для взрослых. Попасть куда можно только при одном условии. Никаких телефонов. Их сдают организаторам перед заездом.

Мария Зверева

основатель «Офлайн лагерь для взрослых»

«Люди ездят не просто отдать телефон, они едут за общением, за беззаботностью. Никогда невозможно предугадать, какая будет стоимость смены, потому что это зависит от локации, от количества людей, от того, какая там будет программа. Я точно могу сказать, что это будет не шесть тысяч».

Дело хоть и сезонное, но прибыльное. Телефонных зомби с каждым годом все больше. В основном ближе к 40 они возвращаются в мир реальный. Когда глаза уже болят от яркости экрана. Доказано, что пиксели напрягают глаза больше, чем буквы на бумаге. И у тех, кто постоянно смотрит в экран, начинается цифровая близорукость: сухость, покраснение глаз. В итоге падает зрение.

А пока Станиславу все равно. Ему 18. Впереди вся жизнь… В телефоне.

«Думаю, больше четырех часов провожу в телефоне. Общаюсь, работаю. Больше в целом ничего не делаю, ленты новостные, паблики всякие читаю», — ответил Станислав на вопрос, что он делает в телефоне.