На эту выставку ехала в академию. Про художника слышала много раз от Олега Торопыгина и хотелось посмотреть его работы вживую. В академии появилась такая возможность. Кстати выставка продлится до 5 апреля 2026 года, так что можно ещё успеть сходить.
Предыдущая выставка художника в Москве была в 1988 году. Так что не часто можно увидеть столько работ вместе. Работы собраны из 32 музеев и двух частных коллекций.
Краткую биографию художника я сфотографировала , надеюсь прочесть можно.
Родился художник в Москве 3 января 1926 года. Учился в Московской средней художественной школе при МГАХИ имени В. И. Сурикова с 1939 по 1945 год. В период с 1941 по 1943 год преподаватели и ученики школы провели в эвакуации в селе Воскресенское Башкирской АССР. Среди учеников школы много известных имён.
После школы с 1945 года по 1951 год учился в МГАХИ имени В. И. Сурикова на живописном факультете.
Пожалуй не буду выдумывать от себя, приведу цитату пресс-релиза выставки.
"В истории отечественного искусства имя Владимира Федоровича Стожарова занимает особое место. Избрав темой своего творчества народный уклад и повседневную жизнь русских людей, художник решает ее неповторимо индивидуально: в натюрморте фокусируясь на красоте и декоративности повседневной утвари, а в пейзаже восхищаясь монументальностью «вросших в землю» деревенских домов в их естественном нагромождении, ставших архетипом и «визитной карточкой» мастера. При этом его живопись предельно материальна, а композиции архитектонически выстроены: Стожаров проявляет себя последовательным реалистом, верным ценностям русской изобразительной классики. Осязаемость изображаемого дополнительно подчеркивается характерной «стожаровской» пастозной кладкой.
В качестве «творческой лаборатории» художник, на волне общего интереса той поры, выбирает малые города и деревни русского Севера – территории, где устои незыблемы, а жизнь представляется размеренной и надёжной. В нем для Стожарова концентрируется все русское – неподдельное, аутентичное, родное до боли. С легкой руки мастера в топографическую память поколений поклонников сакрально закладываются диковинные названия дотоле безвестных сел: Важгорт, Сердла, Карпогоры, Муфтюга, Большая Пысса. Художник с увлечением пишет северные избы, упиваясь мощью бревенчатых стен, компенсируя аскетизм мотивов очевидной любовью к изображаемому и колористической полифонией: бревна на холстах то выбеленные дождями и ветром серебряно-седые, то обожженные солнцем глубокого квасного оттенка. Характерно, что дома на этюдах подчас одиночны, а улочки безлюдны: для Стожарова они подобны предметам в натюрморте, самоценны, как крепость, как оплот, не нуждающиеся в приметах наполняющей их жизни: сушащиеся на заборах цветные половички и, порою, редкие фигурки - из немногих исключений. Возможно, отмеченная особенность объясняется исключительно этюдным характером таких произведений, быстрота исполнения которых не позволяла вдаваться в жанровые детали. Существенно другое; любые стожаровские этюды далеки от эскизности и нередко столь же основательны, как и его холсты, и отсутствие стаффажа очевидно не порождает пустоты и несоответствий.
В больших полотнах, напротив, художник выстраивает целые композиции, превращая пейзаж в жанровую картину: таковы «Галич. Уха», «Исады. Переправа», и в особенности «Важгортские проводы зимы», наполненные множеством персонажей, в том числе костюмированных витязей–ратников. Экспонируемый холст «Приезд на слет колхозников-передовиков» в еще большей степени сближается с полноценной жанровой картиной, становясь, скорее, исключением в общем ряду.
Являясь, безусловно, продолжением традиций, звеном на их эволюционном пути, пейзаж в исполнении Стожарова, скорее, эпичен, хоть и решен, порою, тонко и лирически, притом, что главными его героями остаются не поля и перелески, а деревенские избы.
Пожалуй, трудно найти другого художника, в творчестве которого натюрморт занимал бы столь равноценное место.
С годами автор выработал канон, при котором авансцена из мастерски исполненных предметов размещается на фоне фронтальной стены соснового сруба с тщательно и любовно написанными валиками пакли между бревнами. Такой «задник» сразу задает «народный» характер изображаемому, согревая постановку общим медно-золотистым колоритом, а самые незамысловатые бытовые предметы - братины, прялки, туеса, и т. д., сопровождаемые гроздьями рябины, яблоками, огурцами - из сугубо функциональных превращаются в образцы высокой и мощной эстетики: в работах художника они величественно монументальны, скульптурно-осязаемы, сочны и красивы по живописи. Нескрываемо ими любуясь, Стожаров подчеркнуто будничным предметам придает едва не сакральное значение - кормильцев, носителей национальной идентичности и т. д.
Некоторые натюрморты особенно интересны, как, например, роскошный холст «Московская сдоба» с изобилием смачно написанной причудливой выпечки: петухов, лошадки, поросенка и т. д. и оригинальный «Натюрморт с расписной дугой», изображающий, скорее, в интерьерном пространстве разнообразную конскую упряжь.
Особой темой в творчестве Стожарова стала Италия, которую он впервые посетил в 1959 г. с группой советских художников. Легендарная «колыбель искусства», доступная советскому человеку лишь в мечтах, очевидно поразила мастера неповторимой красотой. К новой для себя теме художник подошел столь же основательно, создав холсты, на удивление самоценные - в отличие от дорожных этюдов иных коллег, для которых Италия прошла, скорее, путевым впечатлением, В силу присущей художнику добротности и глубокого погружения в тему эти произведения Стожарова становятся особенно интересными для куратора, порождая отдельный «итальянский» раздел в экспозициях ретроспектив. Так и на предлагаемую выставку итальянские холсты художника тщательно собирались, и за присутствие каждого из них, порою, шла серьезная борьба. Как итог, наряду с силуэтами псковских башен и звонниц, зрители получают возможность наслаждаться образами Рима, Флоренции и Ассизи, а подлинной жемчужиной выступает холст, изображающий расположенный к юго-запалу от Флоренции Сан-Джаминьяно с характерными покосившимися городскими башнями.
Отдельных слов заслуживает изображение человека в творчестве художника. И если некрупные фигурки, ловко вставленные в холст, не редкость для Стожарова, портретная линия достаточно нетипична для его творческого лица. Тем не менее, в экспозиции представлено несколько выразительных работ, изображающих современников: телятницу В.С. Шуршилину, заведующую овцефермой А.П. Федосову, доярку Е.А. Злобину, председателя колхоза В. Жукова и т. д.
Мощное и «народное» искусство Владимира Федоровича Стожарова, напоенное любовью к русской земле, очевидно востребовано благодарным зрителем. Имя художника – заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, члена-корреспондента Академии художеств – стоит в первом ряду классиков отечественного искусства, продолжателем традиций которого он бесспорно является."
Интересно было посмотреть как пишет и общий колорит работ. Но я не хожу и не сравниваю себя с художниками, скорее пытаюсь подметить что-то, разобраться как и что.