Найти в Дзене
Высочина Мария

ДЖОН БОЙН И ЕВГЕНИЙ ВОДОЛАЗКИН – ПЕТЛЯ ВРЕМЕНИ

Для себя могу назвать то, что взялась читать очередную книгу Джона Бойна – проявлением слабости. Захотелось подтверждения того, что «Бунт на Баунти» и произведенное им на меня впечатление – ошибка. Оправдать талант автора «Мальчика в полосатой пижаме». Но конформизм – неверная стратегия. Shame on you if you fool me once, shame on me if you fool me twice. Следуя этой житейской мудрости – сама виновата. Это можно сравнить с тем, что я позволила ударить себя дважды. Стоит взяться за постройку собственных стен. Оградить себя от вторжений непрошенного. Но аннотация была такая завлекательная. В центре повествования семья: отец, мать и два сына. Старший пошел в отца, он жесток и безжалостен, младший же – мягок и склонен к созерцанию. История этой семьи существует вне времени и пространства. Она началась в год Рождества Христова в Палестине, но продлится более двух тысяч лет, пройдя череду перерождений и новых воплощений. Есть над чем подумать! И сразу же в голову приходят вопросы: из чего же

Для себя могу назвать то, что взялась читать очередную книгу Джона Бойна – проявлением слабости. Захотелось подтверждения того, что «Бунт на Баунти» и произведенное им на меня впечатление – ошибка. Оправдать талант автора «Мальчика в полосатой пижаме».

Но конформизм – неверная стратегия. Shame on you if you fool me once, shame on me if you fool me twice. Следуя этой житейской мудрости – сама виновата.

Это можно сравнить с тем, что я позволила ударить себя дважды. Стоит взяться за постройку собственных стен. Оградить себя от вторжений непрошенного. Но аннотация была такая завлекательная.

В центре повествования семья: отец, мать и два сына. Старший пошел в отца, он жесток и безжалостен, младший же – мягок и склонен к созерцанию. История этой семьи существует вне времени и пространства. Она началась в год Рождества Христова в Палестине, но продлится более двух тысяч лет, пройдя череду перерождений и новых воплощений.

Есть над чем подумать! И сразу же в голову приходят вопросы: из чего же складывается судьба? Можно ли ею управлять? Ведь завтра начинается сегодня. И у каждой истории есть начало. Как есть и главный герой. Уж не решил ли Бойн поиграть с судьбой? Интересно-то как!

Один из важнейших тезисов марксистской философии «бытие определяет сознание» говорит о том, что не сознание людей определяет их поступки, а наоборот.

Так что же важнее в истории – место действия или её герой? Думается мне, что не существует одного без другого. Ведь именно место действия формирует героя, а любая история начинается с первого шага. И шаг этот – начало пути, пути героя. Вот оно – путешествие от наивности к мудрости.

Задумка очень интересная! ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ! Но вот воплощение… Оговорюсь в который раз – это лично мое мнение.

Ощущение, что путешествие это будет бесконечным. Меняются эпохи, империи рушатся, сменяют друг друга города, но все словно запрограммировано - не вырваться из этого круга. Встречаются такие явные людские типажи – словно есть определённое количество масок, калек, по которому нас слепили. Кажется, что и судьбы, обстоятельства, окружение – тоже не бесконечны. Они повторяются, находя воплощение в лицах.

Нескончаемая жизнь в поисках мудрости, но мудрости не прибавляется: здесь подростки – всегда подростки, жестокие мужчины – всегда жестоки, сварливые и похотливые жёны – неизменно остаются таковыми. Погоня за мудростью обречена, а цель – недостижима. Читаешь, чтобы узнать, бесконечен ли это круг воплощений, остановится ли Бойн, достигнув настоящего времени, или, согласно повторяющимся пророчествам, уведёт своего героя вперёд, к звёздам? И что там у него среди звёзд?

Хочется, помимо поверхностного, склизкого повествования увидеть пусть скрытый, очень хорошо скрытый, но смысл. Ведь должен же он быть? Пытаешься стать дешифровщиком, лишь бы оправдать свое чтение и потраченное время. И в какой-то момент кажется, что он таки есть. Скрыт, запрятан, но есть… Начальные буквы имён героев в каждом новом воплощении остаются неизменными. Лишь в одном месте автор меняет имя названного брата героя. Меняет в тот момент, когда контролировать свою ненависть тому уже не представляется возможным. Позднее оказывается, что это не знак, просто автор, видимо, устал придумывать имена, начинающиеся на одни и те же буквы… Ушел от изначально намеченного пути. И далее имена уже просто имена. И искать за этим смыслы – бесполезно. Нет их.

Очень много похабных подробностей, которые призваны якобы характеризовать эпохи и нравы, но их отсутствие не сделало бы повествование менее интересным или блеклым. Возможно, это как раз веяние текущего времени – обязательное упоминание грехов человеческих в наимерзейших натуралистических проявлениях. Очень неприятный осадок, НО задумка-то хороша! И как же жалко, что воплотилась она вот так… Ведь мог бы кто-то взять основную идею этого романа – и написать что-то стоящее, что-то прекрасное! Путешествие от Рождества Христова – путешествие к вратам мудрости!

Вернемся к Бойну. Кажущаяся фокусировка на главном герое иногда меняет глубину резкости – не только герой вспоминает свои жизни, но и его отец, и слепая старуха-провидица… В романе много интересных моментов – есть здесь и воспоминания о будущем.

Что-то мне это напоминает. А ведь есть прекрасный роман Водолазкина «Лавр». Я слушала интервью с Евгением Германовичем, и это было очень интересно. Он хотел написать роман о вечной любви, но понял, что вечная любовь в современных реалиях невозможна, поэтому, желая говорить о ней поменял время действия. В том момент всё обрело смысл. Но ведь там сквозные лучи времени – есть и пластиковая бутылка и есть лицо в огне, глядящее из будущего в прошлое… всё есть, и даже больше! Хотя, что может быть больше вечной любви?

Но как же удивительно: «Лавр» – о вечной любви, а роман Бойна – о бесконечной ненависти.

Какие же разные смыслы, разные цели, разные мировоззрения, разные ценности…

В «Лавре» говорится, что «…жизнь человека неоднородна. Порой случается, что её части имеют между собой мало общего. Настолько мало, что может показаться, будто прожиты они разными людьми».

У Бойна же концепция прямо противоположная – начав путь в Палестине, следуя за чередой перерождений – в разных эпохах, на разных континентах, герой не меняется, он не находит выхода, лишь слепо следует за изначальной целью – мстить. Он множит ненависть вокруг себя и не готов останавливаться.

Геродот сказал, что жизнь человеческая – это путь от наивности к мудрости. Бойн озаглавил свою книгу как «Путешествие к вратам мудрости», но то ли он не дошел, то ли ворота перед ним никто так и не открыл. А может быть, у него свои ворота, перевернутые?!

В который раз думаю, что стоит, возможно, изменить своим привычкам и перед тем, как браться за новую книгу – хоть одним глазком заглянуть на последнюю страничку?!

В случае с «Путешествием» стоило так и поступить. Ведь в эпилоге наш герой добирается-таки до звезд, а там на космической станции, нет больше ни мужчин, ни женщин, нет мальчиков или девочек, нет и еще 50 всяких разновидностей, неподвластных пониманию. Взамен все становятся просто Существами, вступающими в половой контакт также просто, как выпивают чашку чая или ходят прогуляться по саду – но все только лишь по взаимному согласию. Наконец-то наш герой спокоен и доволен. Пророчество сбылось – он живет среди звезд. Земля находится в сотнях миллионов миль и жалость к тем, кто никогда не доберется до космической станции, переполняет сердце путешественника во времени.

Это просто АД. И он всё еще стоит на полках библиотек. И продается в магазинах.

Уж как бы часто не делал сквозную саморекламу Бойн в этом своем романе – это была последняя его книга, которую я прочла.

В очередной раз убеждаюсь, что теперь уже невозможно отделять автора от его произведений. Нужно сначала читать об авторе и его пристрастиях. Чтобы избежать сюрпризов. Теперь это акт самозащиты.

Все же стены собственного мира должны быть высокими и крепкими. Сказано? Сделано.

Ограничение по возрасту с учетом постоянных реинкарнаций должно быть 2000+

#событие_из_дневника_одной_девицы

t.me/vysochina_...

dzen.ru/vysochina_...

vysochina_maria.lj.ru

vk.com/vysochina_maria