Найти в Дзене
Сретенский монастырь

«Я КРЕЩУ В ВОДЕ; НО СТОИТ СРЕДИ ВАС НЕКТО, КОТОРОГО ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ»

В церковном календаре праздник Рождества Господня и Крещения Господня отделяют всего две недели. В реальности со дня Христова Рождества и до Его Крещения прошло тридцать лет. В это время в Палестине происходили особые события. Первое – из пустыни пришел очень странный человек, аскет, питавшийся травой и медом. Он был одет в грубую одежду из верблюжьей шерсти. Выходя к реке Иордан, стал звать всех к ритуальному омовению, которое называется крещением. Иоанн Предтеча звал к омовению, которое выражало покаяние. Люди к нему пошли, ибо такому человеку трудно было не поверить. Пошли к нему и люди, посланные религиозными вождями, спрашивая: «Кто ты?» (Ин. 1: 22). В чем суть твоей миссии? Почему Иоанн получил название Предтеча? Он явился народу Израиля перед пришествием в мир Спасителя и сам сказал о себе: «... я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин, развязать ремень у обуви Его» (Ин.1: 26–27). Это очень с

В церковном календаре праздник Рождества Господня и Крещения Господня отделяют всего две недели. В реальности со дня Христова Рождества и до Его Крещения прошло тридцать лет. В это время в Палестине происходили особые события. Первое – из пустыни пришел очень странный человек, аскет, питавшийся травой и медом. Он был одет в грубую одежду из верблюжьей шерсти. Выходя к реке Иордан, стал звать всех к ритуальному омовению, которое называется крещением. Иоанн Предтеча звал к омовению, которое выражало покаяние. Люди к нему пошли, ибо такому человеку трудно было не поверить. Пошли к нему и люди, посланные религиозными вождями, спрашивая: «Кто ты?» (Ин. 1: 22). В чем суть твоей миссии? Почему Иоанн получил название Предтеча? Он явился народу Израиля перед пришествием в мир Спасителя и сам сказал о себе: «... я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин, развязать ремень у обуви Его» (Ин.1: 26–27).

Это очень сильный образ, потому что в древности у римлян, обязанности развязывания шнурков обуви исполняли самые низкие рабы. Не каждый раб для этого назначался. Иоанн Предтеча говорит о себе именно в таких выражениях потому, что он слышал от Бога о том, что идет Мессия, и понимал Его величие. Он знал из книги Исайи, что Мессия берет на Себя грех всего мира, и что ему, Иоанну, предназначено служение – явить Мессию миру. Вне всякого сомнения, Христос не нуждался в ритуальном омовении от грехов. Он выше грехов, Он выше жизни, Он – Владыка. Но Он добровольно подчиняется этому ритуалу, чтобы быть явленным миру. Он провел на земле уже почти тридцать лет и был от людей скрыт. Да, видели удивительного человека, таинственного. Но что это Мессия, что это Спаситель мира, что это пришедший в мир Бог – никто не знал и не мог представить. Впоследствии некоторые скажут: «Ведь Он же среди нас жил! И мы знали Его родителей, и братьев, и сестер. Как Он может быть Мессией?» И поэтому великий человек должен был явить миру пришедшего во плоти Великого Бога. В честь этого события праздник называется Богоявлением. Именно в этот момент на реке Иордан была явлена миру сокровенная дотоле Святая Троица: Христос как Богочеловек; Бог Отец, в гласе сказавший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3: 17). Дух Божий как Голубь сошедший на Христа. И отныне в человеческую историю вошла полнота Бога. Царство Божие открылось для нас с вами.

Трудно современному человеку ясно осознать полноту этой вести. Окруженному комфортом, увеселениями и развлечениями, с предсказуемой жизнью человеку кажется, что окружающая его действительность и есть подлинная жизнь. «О каком еще Царстве может идти речь? Небесном? Когда еще оно будет? Здесь хочется пожить. С тех пор как умирали отцы наши, ничего не изменилось...», – таковы размышления современного человека. О шаткости земного бытия, о том, что человек смертен, а иногда и внезапно смертен, думать не хочется. Здесь бы пожить: подольше, полегче, повеселее. И хотя это никому не удается получить в ожидаемом виде, тем не менее, о другом и думать не хочется. Страшно. Но с точки зрения Писания и Вечности наша привязанность к земному миру и стремление утвердиться здесь навсегда непросто легкомысленна и неразумна. Она катастрофична. Как ни окружай себя удобствами, как ни растягивай жизнь, лекарства от биологической смерти не будет. Придется все оставить и идти на суд.

Для Бога же земная жизнь – темница. Место изгнания и отчуждения, полное обмана и соблазнов преддверие вечности. В нем все непостоянно. В нем человек не может не обжечься грехом и злом. Теснина, идя по которой, мы рвем одежду, пылимся, лишаемся чистоты. «Чертог Твой вижду, Спасе мой украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь...» – поет об этом Церковь. Такая жизнь не может продолжаться вечно. Вечной и блаженной может быть только Божественная жизнь. Господь приходит предложить нам разделить эту вечную жизнь с Ним.

В этом смысле слова о Небесном Царстве становятся ярким, живым началом. Живым! И Господь пришел открыть нам с вами это живое начало. Для этого Он подчиняется не только законам этого мира и ритуальным особенностям иудейского культа. Он подчиняется страданию этого мира, дабы все воспринять и преобразить.

Сегодня, отмечая эти события, мы не просто вспоминаем о них в красивом богослужении. Мы входим в событие и в нем участвуем. Воды Иордана освятились вхождением Спасителя, Его прикосновением освящаются и воды, принесенные нами. Днесь вод освящается естество. Благодать входит во все уголки этого падшего мира. Преподобный Иосиф Афонский писал, что если бы открылись наши духовные очи, мы бы увидели мир падших духов, гонимых верными. Божия Благодать сходит в мир и освящает воды.

-2

Помолившись, почувствовав благодать и приобщившись к ней, мы приходим домой и снова окунаемся в окружающую нас суету. Наша жизнь двойственна, не совсем цельна; однако цельной ее сделать необходимо. Нужно суметь сделать так, чтобы мы были везде и всегда христианами: в храме, дома, на работе, наедине с собой. Дабы освящаемые в храме, мы могли эту благодать нести в окружающий нас мир. Когда мы учимся призывать Его Имя во всех ситуациях, Он становится руководящим началом нашей жизни. Пробудившись, первая мысль – к Богу и о Боге. Выходя из дома, призываем Его на помощь, начиная дело, просим Его осенить нас благословением. Вот тогда жизнь становится прославлением Бога, чего Господь от человека и ждет. Он не требует от решивших жить в миру отшельничества, как у Иоанна Предтечи, затворничества, как у святых подвижников. От нас требуется умение призывать и хранить Божественную благодать. Устами она призывается, принимается сердцем, сохраняется жизнью. Ни одна молитва не бывает тщетной. Чем дальше мир от Бога, тем больше в нем новых болезней, испытаний, войн и страшных изменений в нравственной сфере. Все это происходит потому, что мы на словах Богу верим, а делами от Него далеки. Нам необходимо умение соединять и слова, и дела, и жизнь. Все необходимое для этого Господь сделал и нам подарил. С праздником, братья и сестры!

Из книги протоиерея Анатолия Склярова «В православие стоит вдуматься» издательства «Троица», Москва, 2025 г.

Протоиерей Анатолий Скляров

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм / RuTube