18 января по новому стилю в церковном календаре чтится молитвенная память преподобного Симеона Псково-Печерского. Рассмотрим подробнее житие этого святого и приобщимся к его духовной мудрости.
Будущий преподобный (в миру Василий Иванович Желнин) родился 1 марта 1869 года в Псковской губернии. Семья была крестьянской и благочестивой. Родители воспитывали сына в страхе Божием и послушании. В их дом, бывало, приезжал монах Корнилий из Крыпецкого монастыря (также будущий преподобный). Он говорил мальчику: «Будешь ты монахом, будешь старец великий». В отрочестве Василий услышал о жизни Саровского старца Серафима (к тому времени еще не прославленного Церковью). Он так впечатлился рассказом о святом, что стал и сам молиться на камне, подражая ему, когда выходил в поле пасти родительских лошадей.
Неоднократно посещал мальчик с родителями находящийся поблизости Псково-Печерский монастырь. И в его душе возникло желание стать монахом в этой обители. Отец же не одобрял стремление сына. Василий, повинуясь его воле, оставался в миру, занимаясь крестьянским трудом. Наконец, отец дал благословение на его поступление в Псково-Печерский монастырь, и в 1896 молодой человек стал там послушником. Отличался Василий добрым нравом и любовью к молитве, трудился от зари и до позднего вечера. Через четыре года послушнического искуса он был пострижен в монахи с именем Вассиан, вскоре был рукоположен в иеродиаконы, а в 1903 году – в иеромонахи. Наряду со священническими обязанностями, отец Вассиан выполнял различные монашеские послушания на пчельнике и в столярной мастерской.
Небезынтересно вспоминал отец Вассиан об одном случае того времени в своей духовной «Автобиографии»: «Архиепископ Арсений, впоследствии митрополит Новгородский, иногда приезжал в монастырь для служения и по другим делам. Однажды, проходя мимо моей кельи, заметил в окнах цветы и занавеси и спрашивает сопровождающих его иеромонахов: "Кто это живет здесь?" Ему говорят: "Отец Вассиан, иеродиакон". – "Этот не по-монашески живет, позовите его сюда". Я подхожу, весь трясусь, и бух ему в ноги: "Простите, Ваше Преосвященство!" Он говорит: "Ты, как красная девица, живешь, а не как монах!" – "Простите, люблю цветы я как создание Божие и чистоту". А потом, наедине, и говорит: "Молодец, так и живи! Лучше в чистоте, чем в грязи!"».
Через некоторое время отца Вассиана направляют в Снетогорский монастырь для восстановления монастырского хозяйства. В 1915 году последовало новое церковное послушание: заняться печерским имением в Мустыщеве в 25 километрах от монастыря. Старец позже писал об этом: «Было очень много трудностей. Надо было восстанавливать почти вновь все хозяйство, в первую очередь выстроить храм во имя Иоанна Крестителя Господня, церковный дом, хозяйственные постройки, сараи, скотный двор и прочее. Наладить землепашество, чтобы оно давало пользу монастырю». К 1921 году отец Вассиан с помощниками устроил там скит с храмом (во время Великой Отечественной войны этот скит практически полностью сгорел).
В возрасте 46 лет иеромонах Вассиан вернулся в Псково-Печерский монастырь. Как хозяйственного и молитвенного насельника обители, хотели его сделать наместником. Но будущий старец по смирению своему от этого отказался. Напротив, выразил он желание принять великую схиму для сугубых молитвенных подвигов. В просьбе не было отказано, и в 1927 году он был пострижен в великую схиму с именем Симеон в память Симеона Богоприимца. Отец Симеон был назначен братским духовником, было ему поручено исповедовать и паломников монастыря. Келию же ему дали сырую и темную, практически в пещере. Настоятель сказал ему: «Вот тебе келия, здесь и умрешь». Так и произошло.
Жить в новой келии было трудно. Так писал старец об этом: «В действительности эта келья представляла нечто ужасное: грязная, мрачная, сырая, темная, стены мокрые, воздух сырой... Стены голые, песчаные. Много пришлось приложить трудов, чтобы придать ей вид жилого помещения. Крыша дырявая, сырость попадала на потолок, а с потолка в келью. Пришлось установить три печки, провести трубы вдоль коридора, чтобы осушить, отштукатурить, побелить, и все это почти своими руками. С Божией помощью все это проделал и смирился». Прожил в этой келии отец Симеон больше 30 лет, неся старческий и молитвенный подвиг, претерпевая не только внешние физические неудобства, но устрашающие нападки от бесов.
Каждый день отец Симеон молился в Успенском храме обители на ранней Литургии, за что народ прозвал эту церковь «Симеоновой». По ночам он исполнял многочасовое келейное правило, а днем принимал на исповедь братию и многочисленных паломников. Приходил на Исповедь к нему и другой будущий старец – иеромонах Ипполит (Халин).
Один из насельников монастыря оставил такие воспоминания о старце Симеоне: «Жил он в 20 ступеней под землей. "Не зашибись-то головою", – говорил он откуда-то из-под земли, когда я, постучав с молитвой Иисусовой в наружную дверь, спускался к нему на Исповедь… Днем отец Симеон работал в столярной мастерской или на Святой Горе с пчелками. Отец Симеон страдал ревматическими болями от жизни под землей и потому на уклоне горы, где протекал ручей Каменец, насупротив епископского дома, искусно построил себе деревянную келью для дневного отдыха. Большой толпой шли к нему печерянки за советами и для исповеди. Во время чтения Евангелия за ранней Литургией в подземном Успенском соборе отец Симеон часто плакал, прерывая чтение. Был он бодр, общителен с братией и паломниками и все полнее отдавался ответственнейшему делу пастырского душепопечительства».
Старец Симеон любил людей и не проходил мимо скорбящих. Духовные его чада вспоминали: «Мы жили как за каменный стеной, как за родной, любящей своих детей, матерью». Так отзывался о старце один из паломников в начале 1950-х годов: «Вот он, слегка согбенный, сухой, вышел из выдолбленной в скале пещерки, своей кельи, прищуренными с темноты глазами окинул пустынный, залитый вечерним светом монастырский двор, с поклоном широко перекрестился перед вратами храма и медленной походкой направился к скамеечке… На нем черный куколь и мантия с белыми гробовыми позументом, крестом и адамовой головой над крестообразно сложенными двумя человеческими костями. А лицо схимника – лицо необыкновенной мягкости, легкой усталости и доброты – ничем не похоже на лицо аскета в западном понимании этого слова. Длиннопалая старческая рука, мозолистая и вместе с тем мягкая, как бы ищет человеческую голову – утешить, приободрить, приласкать… Провидцем слывет у верующих людей края отец Симеон: многие его советы в делах – и общественных, и личных, интимных, сложных – сбываются подчас в полной точности».
Действительно, старцу была известна воля Божия о людях, приходивших к нему. Один из псковских протоиереев рассказывал о нем: «Мы, жившие рядом с ним, кажется, не очень обращали внимание на праведность и прозорливость старца Симеона, а он действительно был провидцем, десятки и сотни людей приезжали в монастырь к нему за советом и благословением. Многим он открывал события их будущей жизни». Молитвы старца были угодными Богу. По ним происходило множество исцелений. Одна раба Божия свидетельствовала о его молитве: «Однажды батюшка Симеон читал правило в келье. И вдруг отец Серафим (сосед) ощутил необычайно прекрасный аромат, разлившийся по всему полуподземному их жилищу. Он начал стучать в стену соседней, Симеоновой кельи, говоря: "Что вы там, батюшка, делаете? Ко мне доносится от вас необыкновенное благоухание". На это старец смиренно отвечал: "Да это всего лишь дымок из печки пошел, а вам показалось – благоухание"».
Старца Симеона видел в детстве и будущий Святейший Патриарх Кирилл. «Я не встречал людей, которые произвели бы на меня такое же сильное впечатление», – так впоследствии он отозвался о старце. Несмотря на послушание монастырского духовника, несмотря на немощи, старец много трудился физически, подавая в этом пример паломникам и братии. По воспоминаниям видевших старца при жизни, он «всегда был бодрый, свежий, на лице румянец».
Приходящих к нему старец Симеон наставлял: «Думай так: за Царство Небесное апостол Петр отдал свои сети, вдовица – две лепты, а у меня ничего нет, что я мог бы отдать Господу. Будь же к ближним снисходителен: прощай их, почитай, терпи. Могут быть прощены грехи твои многие, если за тебя будет много молящихся, – делай добро, пока не поздно, люби всех. Не критикуй других, старайся ужиться с ними, иди им навстречу, потерпи их, будь ласков и приветлив, живи для всех, ближнего делай счастливым, смиряйся, промолчи, будь участлив – ради Бога, почтителен.
Краткий путь ко спасению – не осуждать. Вот путь – без поста, без бдения и труда. Когда мы покроем согрешение брата своего, тогда и Бог покроет наши согрешения, а когда мы обнаружим грех брата, и Бог объявит согрешения наши. Язык осуждающего злее ада: даже ад возьмет только злых, а язык пожирает и злых, и добрых. Строгий суд о ближнем показывает не доброжелательство, а ненависть к человеку. Осуждая других и черня их честь, мы сами себя бесчестим.
Дивный дар Господень – человеческая жизнь! Не купишь ее, не заработаешь. На, человек, приими награду бесценную! Радость, радость, великая радость! Верь в Промышление Божие – сам не сочиняй ничего, живи – как Бог дал и кем ты есть; как можно очищайся от страстей, молись, заповеди соблюдай, кайся. Служи – кому только можешь; будь человеколюбив – будешь любим Богом и ближним; оскорбившему тебя – прости.
Смирение же состоит в том, что человек признаёт себя грешником, не делающим никакого добра перед Богом, смирение – это когда он тщательно соблюдает молчание, когда не усиливается, чтобы кто-либо принял его слова, когда он отвергает собственную волю, воздерживается от лжи, не произносит пустых слов, старшему не противоречит, терпеливо переносит бесчестие и понуждает себя переносить труд и скорби. Смиренный приписывает свои подвиги Подвигоположнику Богу. Смиренный чужд ненависти, прекословия и непокорства и обладает добрыми качествами: беззлобен, приветлив, удобоумилен, милосерден, тих, благопокорлив, беспечен, бодр, неленостен, не любопытствует о непостижимых предметах. Смиренный всё последнее избирает, одежды любит самые простые и всякие трудные работы исправляет безропотно.
Что такое молитва? Живому Богу говоришь – от сердца, в великом внимании – и Он слышит. Нет иного пути ко спасению, как только через Голгофу и Крест. Как нельзя без воздуха дышать, без пищи – жить, без ног – ходить, так нельзя без скорбей войти в Царствие Небесное. Спастись невозможно тому, кто ничего не делает для спасения ближнего, а посему самое главное внимание христианина должно быть обращено на спасение душ наших ближних. Живи для других – и сам спасешься».
Схиархимандрит Кенсорин (Федоров) так отзывался о старце в последние годы его жизни: «Вспоминаю, каким смиренным был отец Симеон. У него ножки болели, не мог подняться в Михайловский собор. И мы с другим келейником ему предлагали: "Давайте, батюшка, мы вас понесем!" И складывали руки "стульчиком", а он, как ребенок, радостно и смиренно садился на них, и мы его поднимали. Я пробыл с отцом Симеоном три года, до самой его смерти».
По откровению Божию своей кончины ждал старец Симеон в январе 1960 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского. Узнав об этом, наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов) попросил старца отсрочить этот момент на несколько дней, ввиду праздника Крещения Господня. И тот повиновался: «Хорошо. Ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему».
За несколько дней до кончины старца его духовные чада видели входящих в его келию Игуменью и двух мужей. Старец сказал им: «Была Матерь Божия и апостолы Петр и Иоанн». Позже он добавил, что приходил Архистратиг Михаил с сонмом ангелов. За час до смерти ему явился сонм угодников Божиих. Последними его наставлениями были «любить друг друга и прощать всем обиды так, чтобы человек знал, что ты ему простил».
Почил о Господе дивный старец Симеон в Крещенский сочельник, 18 января 1960 года. 1 апреля 2003 года он был прославлен в лике святых Псково-Печерских. Его святые мощи покоятся сейчас в Псково-Печерском монастыре.
Помолимся преподобному Симеону словами тропаря в его честь: «Любовию Христовою сердце твое уязвивый,/ евангельски Тому последовал еси:/ яко древний подвижник преподобием украсивыйся,/ славный насельник обители Богоматери у пещер Богом зданных явился еси,/ и, благодать духовную свыше приемь,/ подаеши верным исцеления,/ Симеоне богоблаженне,// не престай молитися о чтущих тя».
Источники:
Истина всегда проста… Преподобный Симеон Псково-Печерский : жизнеописание и поучения (1869–1960) / [авт.-сост.] Диакон Георгий Малков, П. Ю. Малков. – Москва : Московский Сретенский монастырь, 2014.
Великие русские старцы : Жития, чудеса, духовные наставления / [Под общ. Ред. Игум. Аристарха (Лоханова)]. – Изд. 2-е, испр. И доп. – Москва : Ковчег, 2011.
[Собрание сочинений] / К. Е. Скурат. – Яхрома : Троицкий собор, 2006-. / Т. 4: Святость Руси. – 2011.