Найти в Дзене
ZA ПРАVДУ

Спецоперация «Опекуны»: в преддверии Куликовской битвы

(продолжение начало здесь) Репетиция Куликовской битвы Арапшах с войском продолжил жалить Поволжские земли. Совершив карательное истребление волжских купцов, «царевич Мамая» двинулся на Рязань. Почти два месяца Арапшах разорял рязанские владения, после чего ушел в Сарай. Там то ли по совпадению, то ли из-за боевых действий на тот свет отправился хан Каганбек. Арапшах занимает его место. Через два года царевич отдает свой кусок власти Тохтамышу, после чего просто исчезает навсегда с глаз хроникеров и летописцев. Летом 1378 года границу Рязанского княжества пересекает войско эмира Бегича. Мамай, пославший его, не знал, что русская разведка уже сообщила о передвижении Бегича. Московский князь Дмитрий выходит ему навстречу. В нескольких десятках километров от Рязани, на «старой монгольской тропе», около села Глебово-Городище, у реки Вожи, произошло крупное сражение. В битве участвовало три полка. Центральный «лобовой» полк возглавлял сам московский князь. Два фланговых – лучшие воеводы:

Спецоперация «Опекуны»: в преддверии Куликовской битвы

(продолжение

начало здесь)

Репетиция Куликовской битвы

Арапшах с войском продолжил жалить Поволжские земли. Совершив карательное истребление волжских купцов, «царевич Мамая» двинулся на Рязань. Почти два месяца Арапшах разорял рязанские владения, после чего ушел в Сарай. Там то ли по совпадению, то ли из-за боевых действий на тот свет отправился хан Каганбек. Арапшах занимает его место. Через два года царевич отдает свой кусок власти Тохтамышу, после чего просто исчезает навсегда с глаз хроникеров и летописцев.

Летом 1378 года границу Рязанского княжества пересекает войско эмира Бегича. Мамай, пославший его, не знал, что русская разведка уже сообщила о передвижении Бегича. Московский князь Дмитрий выходит ему навстречу. В нескольких десятках километров от Рязани, на «старой монгольской тропе», около села Глебово-Городище, у реки Вожи, произошло крупное сражение. В битве участвовало три полка. Центральный «лобовой» полк возглавлял сам московский князь. Два фланговых – лучшие воеводы: Тимофей Вельяминов (наследник рода опекунов-тысяцких Вельяминовых) и Пронский князь Дмитрий. Достаточно оказалось лобового удара конницы, чтобы ордынцы обернулись в бегство. Русские преследовали отступающих татар до ночи. На утро следующего дня преследование продолжилось. В ходе битвы был уничтожен и сам Бегич, которого русский летописец презрительно называет «Бегичка».

К концу 1370-х годов Мамай полностью потерял контроль над Верхним Поволжьем. В его владениях остались лишь Крым, Северный Кавказ и Северное Причерноморье. Готовясь к своей последней крупной битве, он мечтал собрать воедино раздробленный усус Джучи. К тому же «беку всех беков» нужно было во что бы то ни стало вернуть контроль над Поволжьем, обеспечить генуэзцев правом торговли и вывоза пушнины, тем самым приобрести итальянские торговые средства для отпора наступающему Тохтамышу.

Блокирование удара в спину

После победы на Воже в Москве стало понятно: Мамай обязательно скоро отомстит. Однако более страшным ударом могло быть нападение «в спину». Дмитрий Московский помнил слабости и политическую ветреность Великого Новгорода, знал про двойную игру князя Олега Рязанского. (Через Рязань, как через проходной двор, ордынцы постоянно ходили на Русь. На этом княжестве не было живого места. Иногда казалось, что каждый дом на Рязанщине горел и отстраивался десяток раз). Еще беспокоила Литва.

Когда умирает Ольгерд, то следующим литовским правителем становится Ягайло, сын Ольгерда от второй жены. Его сводные братья – православные сыновья от первого брака – стали союзниками Москвы. Поддержали литовских братьев-князей опекуны. Один из них, Дмитрий Боброк Волынский, являлся родственником Андрея Ольгердовича. Вместе они участвовали в битве на Воже. Москва дружбой с ольгердовичами рассчитывала на поддержку русского населения Юго-Западной Руси.

Мамай ценил поддержку Ольгерда. На знаменитой битве у Синих Вод литовцы разгромили врагов Мамая Ордумелика-шейха и Кильдибека. Победой над последним тогда, в 1362 году, воспользовался и Мамай, и Ольгерд. Мамай на радостях захватывает Азак, начинает штурм Сарая против хана Мюрида. В то же время земли Юго-Западной Руси переходят под литовское управление. Прокси-хан Мамая Абдаллах выдает Ольгерду ярлык на управление этой территорией. После этого Мамай считал Ольгерда вассалом орды. Конечно, местное население было обложено данью. К примеру, сохранилась жалованная грамота, выданная литовским князем Александром Кориатовичем местному доминиканскому монастырю. В ней оговаривается количество серебра, которое нужно отправить Мамаю. Союзу Литвы и орды не помешала и победа князя Дмитрия над Тверью. Без Твери этот союз был по-прежнему опасен.

Ударом по планам продвижения Литвы на Восток было признание Брянским и Смоленским князьями в качестве митрополита Алексея. Опекун и здесь постарался. Алексей несколько раз посылал своих людей для ведения переговоров в эти города.

Продолжение

Константин Кусмауль

Москва

Подписаться

#ДвижениеЗаПравду #СРЗаПравду #ЗахарПрилепин #ЗАПРАВДУ