Найти в Дзене

Астраханские собаки, как местная достопримечательность

В начале 2020-х годов только самые ленивые астраханцы не говорили о разгуле в городе бесприютных собак и о том, кто, как и за чей счёт должен с ними бороться. А поговорить действительно было о чём, поскольку стаи безнадзорных четвероногих «друзей человека» заполонили улицы города и стали нападать на местных жителей. Виноватыми традиционно оказались все власть имущие и… сердобольные жители, по доброте душевной подкармливающие бездомных животных. Общественность потребовала немедленных действий от администрации города, губернатора, законодателей, ветеринаров и полиции. Дебаты несколько притихли, когда в целях снижения популяции безнадзорных животных была запущена программа ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-воз врат). Однако особо рьяные противники бродячих собак не успокаивались и предложили ввести эвтаназию и тем самым решить ситуацию кардинально. С поборниками радикальных мер вступили в борьбу зоозащитники. В итоге шумные перепалки вплоть до баталий между противоборствующими сторонами

В начале 2020-х годов только самые ленивые астраханцы не говорили о разгуле в городе бесприютных собак и о том, кто, как и за чей счёт должен с ними бороться. А поговорить действительно было о чём, поскольку стаи безнадзорных четвероногих «друзей человека» заполонили улицы города и стали нападать на местных жителей. Виноватыми традиционно оказались все власть имущие и… сердобольные жители, по доброте душевной подкармливающие бездомных животных. Общественность потребовала немедленных действий от администрации города, губернатора, законодателей, ветеринаров и полиции. Дебаты несколько притихли, когда в целях снижения популяции безнадзорных животных была запущена программа ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-воз врат). Однако особо рьяные противники бродячих собак не успокаивались и предложили ввести эвтаназию и тем самым решить ситуацию кардинально. С поборниками радикальных мер вступили в борьбу зоозащитники. В итоге шумные перепалки вплоть до баталий между противоборствующими сторонами с переменным успехом велись на улицах и в социальных сетях ещё продолжительное время.

Примечательно, что бродячие собаки являлись астраханской проблемой и в предшествующие столетия. К 1812 году относится переписка астраханских властей, хранящаяся в астраханском архиве под названием: «Дело об истреблении собак в Астрахани». Предпринятые тогда меры не изменили кардинально ситуацию. Посетивший Астрахань в 1820 году русский писатель Гавриил Васильевич Гераков писал: «Я в жизнь свою не слыхал столько собачьего лаю и вою, сколько здесь при въезде нашем и во все дни пребывания в Астрахани». Старший врач городской больницы Фридрих-Иоган Мартынович Ольдекоп в медико-топографическом описании Астрахани, опубликованном в 1870 году, свидетельствовал: «Большое число бездомных собак, шатающихся по городу, напоминает больше города Востока». Наличие огромного количества бесприютных животных доктор резонно объяснил свалками, куда обильно посту пали отходы с городских скотобоен, которыми питалось «множество бездомных собак и свиней, к которым присоединяются и хищные птицы».

К концу девятнадцатого столетия собак на улицах города меньше не стало. «Астраханский справочный листок» сообщал в декабре 1887 года: «Жители заканавной части города, в особенности между Земляными и Татарским мостами, сильно жалуются на бродячих собак, который целыми стадами нападают на пешеходов. Такие же стаи псов располагаются везде, где есть кучи навоза или удобные углы. Обыватели Облупинской площади также жалуются на крайнее беспокойство от бродячих псов».

Та же газета в одном из номеров 1890-х годов констатировала: «В Астрахани мы нередко видим собак, живущих даже на чердаках больших домов, и свободно прогуливающихся по крышам. Не говоря уже о том, что стаи собак ночью могут разорвать бедного пешехода, а это не шутки, в жаркие дни, когда собак поражает бешенство, эти животные положительно опасны для всего общества…».

Городская дума предпринимала меры и утверждала правила для владельцев собак, которые, в том числе, предусматривали выгул животных обязательно с ошейниками и намордниками. Относительно беспризорных собак постановления были безапелляционными: «Собаки, не имеющие ошейников и бродящие по улицам и площадям города, а также в городских садах, степях и на скотобойнях, подлежат ловле и истреблению».

Отлов и истребление бездомных собак возлагались на «особые лица». В астраханских дореволюционных газетах регулярно появлялись объявления Городской Управы о торгах «на отдачу подряда истребления бродячих собак по городу». В качестве ответа полное отсутствие полемики в обществе. Никому и в голову не могла прийти вздорная мысль тратить казенные, то есть народные деньги на приюты для собак!

Между тем астраханские собаки – мало кто об этом знает – в прошлом славились как незаменимые помощники рыбаков. Писатель и путешественник Василий Иванович Немирович-Данченко, старший брат известного театрального деятеля Владимира Ивановича, в 1876 году со вершил поезду по Волге и побывав в окрестностях с. Бирючья Коса сделал прелюбопытнейшее наблюдение: «Первый раз недалеко отсюда я видел, как собаки занимаются рыболовством. Один такой четвероногий промышленник упражнялся на моих глазах. То и дело он нырял в воду с берега. Нырнет, или как здесь говорят, мырнет, выхватит рыбу – выволочет её на берег, прокусит ей голову, оставит в сторонке и за другой пускается. И как всё это ловко делается, умело – только руками разведёшь».

Несомненно, путешественнику повезло оказаться свидетелем уникального и даже сенсационного события. Однако речь идёт совсем об ином. В XIX веке в приморской части Астраханской губернии ловцы использовали собак, как и на далёком Севере, в качестве тяговой силы, преимущественно для перевозки рыбы. Особенно активно астраханцы при бегали к помощи собак в начале зимы, когда лёд тонок и лошадей для перевозки по нему применять было нельзя. В небольшие сани запрягали веером три-четыре собаки и отправлялись на взморье или в волжские рукава и заводи на лов рыбы. На острове Кулалы собак специально держали для доставки зимой битого тюленя к берегу.

С необычной ролью астраханских собак в 1875 году познакомил российских читателей еженедельный журнал «Пчела»: «Заложив тройку со бак в лёгкие саночки, посвистывая и покрикивая, рыбак преспокойно мчится по тонкому ледку, который бы ни в коем случае не мог сдержать тяжесть лошади с санями, забирает в разных местах рыбу, выловленную из-под льда самоловными снастями, и возвращается домой с богатой добычей».

Астраханские сани для собачьей упряжки существенно отличались от северных нарт и представляли собой сетчатый кузов на полозьях. Та кие сани были легки, а преимущество ездовых собак заключалось в том, что им не нужен был фураж или подножный корм, как лошадям. Питались они тем, что было у ловцов в избытке – рыбой или тюленьим мясом.

«Астраханские краеведческие чтения», выпуск 13

© М.А. Кирокосьян, МКЦ «Дом купца Г.В. Тетюшинова», АО ВОО «Русское географическое общество», АОО ВОО «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры»

© Издатель: Сорокин Роман Васильевич