Народная артистка Лариса Долина — персонаж, всем россиянам хорошо известный и до нашумевшего квартирного дела. Покупательница же ее квартиры Полина Лурье, за которую переживала добрая половина страны (больно уж несправедливыми выглядели принятые в отношении нее судебные решения), для широкой публики так и осталась «темной лошадкой». С одной стороны, «мать-одиночка из многодетной семьи». С другой, выложила 112 миллионов рублей за пятикомнатную квартиру.
Полина называет себя «непубличной личностью» и всеми силами избегает общения со СМИ. И даже на заседании Верховного суда сидела к журналистам спиной и прятала лицо от камер в капюшон черной толстовки. Разглядеть в ней живого и весьма эмоционального человека стало возможным, лишь когда судья ВС огласил вердикт: решения предыдущих судов — отменить, спорная квартира — собственность Лурье. И Полина, забыв все, включая спасительный капюшон, повисла на шее своего адвоката.
Так кто же она такая?
1. Кто родители?
Полина Лурье (в девичестве — Филатова, Лурье — это фамилия бывшего мужа) родилась в 1990 году в довольно интересной московской семье.
Отец — Александр Собачкин, человек известный в сфере отечественных высоких технологий, директор центра компетенций инженерного анализа и продуктовой разработки холдинга Т1, одной из крупнейших российских IT-корпораций. Автор ряда научных публикаций и книги по компьютерному моделированию в инженерной практике — практического пособия для студентов и инженеров. Руководил российским подразделением международной корпорации Mentor Graphics.
Мама — Светлана Филатова, медик, аллерголог-иммунолог.
«Ученость» не помешала родителям Полины завести аж четверых детей. Все они получили хорошее образование. Один из братьев окончил Налоговую академию Министерства финансов РФ и ушел в бизнес. Второй — выпускник МГТУ им. Баумана, пошел по следам отца в IT. Сестра же, напротив, выбрала творческий путь — посвятила себя хореографии.
2. Чем занималась?
Сама Полина в 2012 году с отличием (!) окончила социологический факультет МГУ. Но переместилась по стопам папы в «айтишку» — начала делать карьеру в сфере инженерного программного оборудования. (Не стоит удивляться — среди отечественных разработчиков много людей без профильного технического или математического образования, слишком резко и быстро начала расти эта сфера - учились в процессе). Последнее известное ее место работы — компания, которая разрабатывает программные решения для инженерного анализа и моделирования процессов. Среди клиентов — например, АО «Туполев».
3. Зачем покупала квартиру?
Начав работать в IT-сфере, наша героиня познакомилась с предпринимателем Евгением Лурье, его фирма занималась монтажом и обслуживанием металлоконструкций европейского производства. Молодые люди поженились. Но впоследствии брак, увы, распался.
Как сообщила сама Полина на заседании по ее делу в Верховном суде, она воспитывает двоих детей — восьми и четырех лет. И сейчас с детьми проживает в квартире, которая была приобретена вместе с бывшим супругом. Поэтому и возникла потребность в покупке отдельного жилья — того самого, из-за которого потом полтора года пришлось ходить по судам.
4. Откуда ИП?
В судебных материалах Полина Лурье фигурирует как индивидуальный предприниматель. Основной вид деятельности ИП — аренда и управление недвижимостью. Это было использовано адвокатом Ларисы Долиной как довод в пользу «неосмотрительности» Лурье: мол, она профессионал рынка недвижимости и ее должны были бы насторожить такие обстоятельства сделки как передача денег наличными и т. п.
Но как выяснилось в ходе судебных разбирательств, ИП Полина зарегистрировала только в 2024 году, незадолго до покупки квартиры Долиной. В духе времени наша героиня решила заняться инвестициями и вложиться в коммерческую недвижимость. Как следует со слов самой Лурье, она «собиралась сдавать в аренду офис» - и зарегистрировалась, чтобы делать это официально. При этом, опять же со слов Полины на заседании Верховного суда, у нее «образование и доход — совсем в другой сфере».
5. Что будет делать с бывшим жильем Долиной?
Как объясняла на суде Полина, жилье она выбирала по таким характеристикам: количество спален, цена, удаленность от тех объектов, которые лично для нее важны. В квартире Долиной она изначально собиралась делать серьезный ремонт — с учетом двоих детей и желания иметь более современный интерьер. Из судебных материалов следует, что, по мнению Полины, «квартира требует капитального ремонта, в который необходимо вложить более 40 000 000 рублей».
НАПОМИНАЛКА «КП»
Как квартирный спор Долиной-Лурье превратился в ЧП всенародного масштаба
Про «дело Долиной» в России, наверно, слышали уже все. Началось все с суда. Певица Лариса Долина сначала продала свою элитную квартиру в столичных Хамовниках, а потом через суд попыталась вернуть ее обратно — объявив, что сделку совершила под влиянием мошенников. Суд пошел навстречу артистке. Да еще как пошел — не только вернул квартиру, но и не стал требовать, чтобы Долина в свою очередь вернула покупательнице жилья деньги.
Возможно, покупательница Полина Лурье так бы и не дождалась сочувствия от общественности (не очень у нас жалуют одиноких дам, которые откуда-то взяли — да пусть даже заработали — 112 миллионов). Но вслед за «делом Долиной» стали множиться судебные решения по той же схеме: судьи возвращали квартиру продавцу, который заявил, что стал жертвой мошенников, а покупателя оставляли и без квартиры и без денег. Причем даже в тех случаях, когда покупатель вроде бы сделал все, чтобы проверить законность сделки и добрую волю продавца — и никак не мог догадываться о том, что того «ведут» злоумышленники. Напряглись многие участники рынка жилья: если добросовестному покупателю предлагается отвечать финансово за мошенников, как же теперь покупать квартиру?
Тем временем Полина Лурье продолжала бороться за свои права. Отказала апелляция — обратилась в кассационный суд. Там тоже оставили решения предыдущих судов в силе — адвокат Полины подала жалобу в Верховный суд. К этому времени за делом следили очень многие — удастся ли переломить сложившуюся не в пользу добросовестного покупателя жилья судебную практику? Все, кто связан со вторичным рынком жилья, или собирался купить квартиру, на Полину и ее удачу начали чуть ли не молиться — чтоб не отступила!
Полина и ее адвокат не подвели. В итоге появилось не только решение Верховного суда в пользу Лурье, но и многостраничное определение по этому делу, где в том числе разъясняется, что не так было с принятыми ранее решениями и почему добросовестный покупатель не должен отвечать за мошенников. И это важно для всех участников рынка жилья.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Лариса Долина не извинилась перед Полиной Лурье: «Ни разу не позвонила!»
Долина, которая не поет: Начались массовые отмены концертов певицы в Москве и Питере
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru