Найти в Дзене

26 ЯНВАРЯ. Почему говорят: «Ерёма дома, так и в доме радость!»

«Кошка в печурку лезет – к морозу». «Кошка скребёт ногтями пол - чует метель». «Кошка стену скребёт - ненастье у ворот». «Кошка брюхом вверх ложится, потягивается - к теплу». Ну что же. сегодня – время улыбнуться да старые байки вспомнить. А кто ещё в народных пересказах в зимнюю пору так известен? Конечно же, Ерёма! «Ермил всем и всея мил!» Пока Ерёма на печи – в доме всё идёт своим чередом. В печь русской пленя берёзовые горят. Но Ерёма с печи – так работу по хозяйству хоть не начинай! Всегда скажут: «Ерёма, мол, сам вызывается? «Дай пойду, скотинке в хлеву сена в ясли принесу!» Не правда ли, и то подмога. А после спохватится большуха: «Ерёма как запропал!» А он и впрямь – запропал! Он у коровьих ясель сидит, корове свои байки сказывает. Ему и впрямь – хорошо. Дома-то никто не слушает. А тут – и тепло, и корова как бы – понимает, головой кивает. Ей что? – тоже сповадно! Попробуй, в зиму-то выстой в тесных стенах, когда и дневной-то свет в оконце чуть проглядывает. Правда, тепло и сы

«Кошка в печурку лезет – к морозу».

«Кошка скребёт ногтями пол - чует метель».

«Кошка стену скребёт - ненастье у ворот».

«Кошка брюхом вверх ложится, потягивается - к теплу».

Ну что же. сегодня – время улыбнуться да старые байки вспомнить. А кто ещё в народных пересказах в зимнюю пору так известен? Конечно же, Ерёма! «Ермил всем и всея мил!» Пока Ерёма на печи – в доме всё идёт своим чередом. В печь русской пленя берёзовые горят. Но Ерёма с печи – так работу по хозяйству хоть не начинай! Всегда скажут: «Ерёма, мол, сам вызывается? «Дай пойду, скотинке в хлеву сена в ясли принесу!» Не правда ли, и то подмога. А после спохватится большуха: «Ерёма как запропал!» А он и впрямь – запропал! Он у коровьих ясель сидит, корове свои байки сказывает. Ему и впрямь – хорошо. Дома-то никто не слушает. А тут – и тепло, и корова как бы – понимает, головой кивает. Ей что? – тоже сповадно! Попробуй, в зиму-то выстой в тесных стенах, когда и дневной-то свет в оконце чуть проглядывает. Правда, тепло и сытно, да одиноко, и страсть как хочется с бабочками, стрекозами, жуками да птицами пообщаться! Хозяйка, правда, по утру да ввечеру придёт, пока в подойник молоко цедит, ещё что-то от неё узнаешь, что-то и скажет. А тут вот – Ерёма со своими сказками, прибаутками!.. Интересно!

Да ещё, если с ним кошка прибежит. Тогда - праздник! Кошка то брюхом вверх ляжет, то по столбушке влезет и начнет возню. Мышь ловить. А мышь – она хитрющая. Ей тоже в отраду, забава. Хоть, и худо видно, как кошка за мышь ловит, но слышно- ой! И мяуканье отчаянное, и как кошка бухается в коровью подстилку, и царапанье, и рычание. Ерёма и тот надрывается от смеха: «Ну что, зверь семишёрстная, на свою голову напрыгалась!»

-2

А так ведь в зиму лютую Ерёма - на печи, а кошка - в печурке!

Но повадки кошки были всегда примечаемы и важны, особенно для стариков. А наказов стариковых, оберегов, примет – не счесть:

«Когда неможется, тянет и крутит, и болит в ногах, то надо ступить на то место, где кошка любит лежать. Да постоять подольше. И всё недомогание скоро как рукой снимет!»

Верно, велики он, силы земные! Кошка, по народному поверью, никогда не ляжет на чахлую землю, на чахлое место в дому, а ляжет на место, где все земные силы сошлись.

-3

Погоду тоже по кошке примечали:

«Кошка катается по половицам - тепло в дом стучится».

«Кошка клубком - на мороз».

А что до Ерёмы, так байки-байками, а он помощник в доме – первый. Его не над упрашивать дров принести, воды из колодца. Ероёма дома – так и в доме радость! Тулупчик накинет – и бегом! Ему мороз нипочём? Да, нет, мороз-то и его не жалует. Но Ерёма на мороз не жалуется! «Рукам - работа, душе – праздник!» Терпя и радуясь – в мире живут!