Его стихотворения сегодня читают школьники на уроках литературы, в центрах творчества, наши бойцы на передовой, а спектакли по пьесам Виталия Дорофеева «Позывной «Кузбасс», или Боги переднего края» и «Не свято святые», посвященные героям спецоперации, посмотрели уже тысячи сибиряков. Среди них ветераны спецоперации, мамы, жены, дети героев. И эти постановки, уверен автор, должны непременно увидеть жители ДНР.
РЕАЛЬНЫЙ СЮЖЕТ
Произведения Дорофеева прошибают до слез, до мурашек. Неудивительно, ведь и стихи, и пьесы основаны на реальных событиях нашего времени. Герои «Позывного» и «Не свято святых» - реальные бойцы, как и их истории. Захар, Илья, Андрей. Эти ребята есть, они на передовой, только на самом деле незнакомы. Автор связывает бойцов дружбой для своего художественного замысла.
Сюжет произведений строится вокруг трех боевых товарищей, вместе прошедших Афган, Чечню, Сирию. И вот они снова встречаются под Донецком. У каждого из них своя судьба, своя история, своя любовь и мотивация защищать мир тоже своя: Захар идет на передовую защищать жену и детей, Илья ищет в заблокированном городе любимую скрипачку и, в итоге, находит ее в заброшенном подвале после освобождения Мариуполя. Андрей, оказавшись в госпитале, узнает в женщине-хирурге, оперировавшей его после ранения, свою бывшую жену. Маша вместе с их сыном Егором, которого мужчина не видел больше двадцати лет, спасает бойцов. Позже, вернувшись в строй, Андрей погибает в финале «Позывного», освобождая Авдеевку. А его сын страдает, что так и не успел поговорить с отцом.
Дорофеев снова берет перо, и снова возвращается в Донбасс к своим героям и пишет продолжение «Не свято святые». Илья и Захар живы, они идут дальше, освобождают Дзержинск, развивают наступление на север ДНР. По пути они вытаскивают своих раненых братьев из-под кошмарных обстрелов. Продолжает спасать раненых и Егор: из медбратов, выучившись на хирурга, он продолжает дело матери - оперирует в полевом госпитале. Но самое главное, сбывается его мечта: то ли во сне, то ли наяву он немыслимым образом встречает своего павшего за Родину отца Андрея.
Но вот они святые слова Андрея: «Несмотря ни на что, я всегда знал, сынок, что вы у меня с мамой всегда были». И через паузу, ответ Егора: «Я прощаю тебя, отец, ты - герой. Если у меня родится сын, я назову его в честь тебя - Андреем».
И точно такая история, и это невероятно, произошла с семьей Кравцовых, живущих в Макеевке. О своей зеркальной судьбе рассказала после спектакля Наталья Кривцова, она гостила у сестры в Кемерово, они вместе пришли в театр.
- Мой муж Алексей так же, как Андрей, ушел от нас с сыном, когда он был совсем маленький, и так же я его узнала в госпитале, когда его привезли раненого. Работаю врачом, сын, его Сашей зовут, так же помогал мне медбратом под Донецком. Леша погиб, и, как в пьесе, позже приснился сыну и был непростой разговор, - плачет женщина. – Всепобеждающая постановка, ее точно должны увидеть все мы – донбассовцы, вся Россия.
ДОНБАСС – НАША СОВЕСТЬ
Виталий Дорофеев согласен со зрительницей. Он тоже считает Донбасс такой же Родиной, как и Сибирь. Говорит, что регион не просто географическая точка на карте, которая всегда была русской, если не по национальности, то по совести.
- Донбасс - глубокая российская культура, для меня в современной истории он – точка сборки, точка вспоминания того, что мы русские. Двенадцать лет тому назад народ там восстал против агрессивной русофобии, запрета русского языка, истории, культуры. И когда в города ДНР пришли наши первые добровольцы, которые взяли ответственность за будущее, здесь разгорелось то пламя, которое зажгло многие сердца. Донбасс стал новой силой России, ее духовником истинных ценностей, совестью, и они в нужный миг выстрелили, чтобы мы пробудились.
Лейтмотивом, красной линией произведения Дорофеева проходят его стихи. Ведь именно поэзия стала основой пьесы. Стихотворения становятся логическим завершением сцен, их связующими нитями, усиливая историю:
Мы их подвигов часто не знаем,
В сводках редко расскажут про них,
Они боги переднего края,
А тот край не приемлет своих.
- Собственно, стихотворения и стали основами пьес. Раньше я писал их, но очень редко. А с началом спецоперации меня вдруг чем-то прожгло. Эмоции настолько были велики, что слова сами ложились на бумагу. Выложил в интернет, показал родным, друзьям, стали приходить добрые отклики. Выпустил первый поэтический сборник «Боги переднего края». Он и стал фундаментом обеих пьес, — рассказал Дорофеев.
Его творчество берет исток из воспоминаний, общения с ветеранами, приходившими в отпуск бойцами СВО. Но всю драматургическую полноту произведения обрели, когда Виталий волонтером отправился в 2022 году в Донбасс.
ПОТРЯСЕНИЯ ДОНЕЦКА
В Донецке несколько дней Дорофеев провел в расположении знаменитого отряда «Спарта». Того самого, в котором сражался наш легендарный Моторола.
- Его сослуживцы, такие же героические ребята, как их славный командир, стойкие, мужественные, беззаветно любящие свой край, показали отбитый у нацистов местный аэропорт. Никогда не забуду эту «высоту», где каждый метр земли пропитан кровью. На руинах некогда красивейшей воздушной гавани читал бойцам свои стихи. А потом назвал их патриотами. И мужики искренне говорили, как их маленькие родные села и деревни, города превратились за все эти десять лет в большой дом под названием Россия, стали великой Родиной, - говорит Дорофеев. - Запомнилась в Донецке Аллея Ангелов, созданная в память о погибших от рук украинской агрессии детях. Там такое сосредоточие горя и боли, непередаваемое, которое можно прочувствовать, только находясь на месте. Здесь весь ужас так называемого нового нацизма, где речь идет не только об исключительности нации, но и об исключительности истории. А когда речь идет о наших детях, это нечеловечески страшно и больно.
РЕШЕНО, ЕДУ
Кажется, ну что еще надо успешному человеку, предпринимателю, управленцу, успевшему в свои неполные пятьдесят поработать на руководящих должностях в крупнейшем российском бизнесе, нашедшему себя в творчестве, волонтерстве? Есть собственный дом, взрослые дети, рядом любимая супруга. Наслаждайся, скажут многие, живи. И ведь жить ему вроде бы и не поздно, как в той песне, да только просто так не умеет.
- Мысли стать добровольцем посещали меня сразу с началом спецоперации. Они усилились после поездки в Донбасс, но окончательное решение принял после посещения одного из госпиталей, где читал свои стихи. Тогда, выслушав их, раненый солдат аплодировал культей по груди. Мурашки по телу, понимаете?! И меня просто прошибло, сказал себе: «Давай, мужик, надо становиться в строй таких вот героев, надо им помочь, я ведь такой же сын своего Отечества», — говорит кузбасский писатель.
ЗА ЛЕНТОЙ
Сборы, обучение, и Дорофеев снова там, но уже не гостем-волонтером, а настоящим бойцом разведывательно-диверсионного отряда «Родня» — бойцом с позывным Тагар. И организаторский, управленческий, экономический талант Виталия при сражениях за Артемовск выстреливает так же метко, как его прошибающая до самого сердца поэзия, как автоматная и гранатометная канонада в руках его товарищей. Кузбассовец берет на себя просто немыслимый фронт работы. Голова кругом идет от его должностных воинских обязанностей.
- Я служил замом командира отряда по тыловому обеспечению. Обеспечивал пищевое довольствие и организовывал питание на пунктах постоянной и временной дислокациях подразделения. Также в мои функции входила организация и обеспечение вещевого и специального снаряжения бойцов, специального оборудования для эффективной реализации боевых задач. На мне также была транспортная логистика. Еще приходилось успевать, не знаю, как, взаимодействовать с различными фондами и волонтерскими организациями, частными благотворителями. Параллельно работал с госорганами для обеспечения достойных условий быта бойцов в пунктах дислокации. В условиях нового и постоянно растущего подразделения это был целый комплекс сложных административных и хозяйственных вопросов в условиях СВО, — рассказывает герой.
ГЛАВНОЕ – НЕ ДРЕЙФИТЬ
Виталий признается, что полгода, проведенные там, были, наверное, самыми осмысленными днями, часами и минутами всей его жизни, самыми чувствительными, острыми. Может быть, поэтому вернулся собой, но другим человеком. Счастье вдруг приобрело для него самое простое, человеческое значение, вера в Родину стала еще более монолитной.
На вопрос, страшно ли было, за лентой, ему – человеку гражданскому, Виталий признался:
«Страшно, например, когда во время одного из поэтических концертов в блиндаже раздался сильный грохот, и он, с непривычки, побледнел, а ребята успокаивали. Когда терял одних друзей, но старался успокоить себя тем, что другие живы и всего лишь ранены. Когда ехал по Донецку и слышал вдалеке разрывы снарядов, ложащихся смертельным ковром на рынок «Текстильщик», где погибло много людей. И такое не забывается. Страх — нормальное состояние; главное не сдрейфить, не бежать, оставаться спокойным, рассудительным, хладнокровным».
НАСТОЯЩАЯ ПРАВДА
- Все рано или поздно закончится, и вчерашним врагам придется посмотреть друг другу в глаза, что произойдет между ними?
- Раскаяние с их стороны и прощение с нашей. Искреннее, настоящее, Божье. По-другому между братскими народами быть просто не может. У нас многовековые традиции, связи. Я видел людей многих национальностей, в том числе из бывших союзных республик в Донбассе, там много украинцев. И они за мир на земле, они разделяют наши ценности.
- Безусловно, наши ребята – герои. Но порой гуляют слухи, мол, многие бойцы идут на СВО ради денег.
- Без пафосных речей приведу пару случаев. Везли в госпиталь раненого бойца, рука перебита, потерял много крови, и, сквозь боль, еле дыша, он повторял всю дорогу в больницу: «Сейчас оклемаюсь чуть, раны залижу и снова на передок, с пацанами добивать фашизм». Он родом из Донбасса и говорил абсолютно спокойным, но железным тоном.
Еще один случай. С самой передовой к нам каждый день на машине раненых бойцов подвозил один веселый водитель. Мы жали друг другу руки. И вот приезжаем в очередной раз на точку и видим совсем другую машину, а из нее выходит уже пассажиром наш этот дружище. Рука с ногой перебинтованные, еле идет, но смеется: «Привет, мужики, поцарапало чуть, беспилотник догнал и аккурат в кузов, УАЗик мой в кювет рухнул и сгорел дотла, сам еле успел выпрыгнуть». Мы его довезли до пункта медпомощи, там бойца перевязали и поздно вечером отправили в госпиталь. Дальше, что было, уму непостижимо.
В десять утра следующего дня подъезжает к пункту такси, из него со своим коронным смехом выходит наш раненый, уже с крепко перебинтованными конечностями, и просит довезти его снова к передовой. Да ты что, с ума сошел? - недоумеваем. - Тебе восстановиться нормально надо, езжай обратно в больницу!». А он: «Да не могу, мужики, там же одна машина, одна, и я один водитель, кто ребят вывозить будет?». При этом мужчина очень серьезно заметил, что повязка на ноге настолько плотная и крепкая, что сцепление выжимать ему теперь на автомобиле будет намного проще, чем вызвал смех уже у нас. Стоит ли дальше говорить о слухах, домыслах в отношении наших ребят. Вот она истинная правда.
МЫ ВЕРНЕМСЯ
Несколько месяцев назад Виталий Дорофеев, являясь еще и сопредседателем Ассоциации, ветераном СВО Кузбасса, вместе со своим другом, руководителем организации, ветераном спецоперации Алексеем Савиным снова побывал в Донбассе. Сибиряки привезли нашим бойцам беспилотники, РЭБы, а мирным жителям – продукты и вещи. В рамках командировки сибиряки подписали соглашение о дружбе и сотрудничестве со своими донбасскими братьями – ветеранами Донбасской региональной общественной организации ветеранов СВО.
- И мы еще не раз вернемся с гуманитарной помощью, дружеской, приедем восстанавливать Донецкую область, Луганщину, Херсонщину, Запорожье. Ведь это снова наша общая родина – Россия, - уверен Виталий Дорофеев.
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru