Утром 19 января состоялось расширенное аппаратное совещание под председательством главы Краснодара, где Евгений Наумов подчеркнул, что «можно говорить о том, что таких перепадов температуры, длительного выпадения осадков у нас давно не было, и это правда. Но это не оправдание для служб, обязанных обеспечивать комфорт и безопасность горожан в любую погоду».
Этот же вопрос рассмотрели депутаты на еженедельном совещании городской Думы, первом в этом году. На совещании заместители главы Краснодара Владимир Архипов и Максим Онищенко рассказали парламентариям о проделанной работе.
Факт 1: Город столкнулся с редким явлением, с объективно сложными погодными условиями.
Сначала шел сильный дождь, затем он сменился мокрым снегом, ледяным дождем и резким понижением температуры. В результате на еще теплом асфальте образовалась плотная, как бетон, ледяная корка. Как заметил вице-мэр Владимир Архипов, подобные ситуации случаются у нас «раз в 3-4 года».
От депутатов поступили закономерные вопросы: почему заранее не были приведены в готовность все силы, почему в течение первых суток на центральных улицах не были приняты меры санитарного порядка?
Как разъяснил Владимир Архипов, необходимо разделить два ключевых момента: готовность сил и объективную невозможность эффективной работы в первые часы сложившейся погодной ситуации:
Мы были готовы в рамках стандартного сценария. Прогноз о снегопаде и ухудшении погоды был получен из Гидрометцентра, и мы на него отреагировали. В воскресенье вечером, до начала активной фазы осадков, на дежурство заступили 20 комбинированных дорожных машин. Были проверены запасы материалов — около 11 тысяч тонн песко-соляной смеси. Планы и схемы работы были утверждены, штаб создан. Система была приведена в готовность.
По его словам, проблема в том, что «стандартная готовность» не рассчитана на явление, с которым столкнулся город — интенсивный ледяной дождь, приведший к моментальному образованию гололедицы. Это был не просто снег, который можно сдвинуть отвалом. Это была корка льда, с которой основная «палочка-выручалочка» — песко-соляная смесь (ПСС) — в первые часы не справляется. ПСС начинает эффективно работать, когда лед уже подтаял, а не когда он только что образовался на мокрой дороге.
Почему техника и люди не работали на центральных улицах в первый рабочий день (понедельник)?
Утро понедельника — это максимальная загрузка города транспортом. Выпустить медленно двигающиеся КДМы в центр, в условия тотальных пробок, означало бы парализовать движение окончательно, создать аварийные ситуации и рисковать личными автомобилями. Мы направляли машины туда, где необходимо было навести порядок в первую очередь, и можно было работать с минимальным риском — на подъезды к школам, в пригороды, — пояснил Владимир Архипов.
Факт 2: Техники не хватило.
Одна из причин сложившейся ситуации — нехватка специализированной техники. Согласно всем расчетам, для города с такой площадью дорог и улиц, как Краснодар, для обеспечения гарантированной и быстрой уборки требуется парк примерно из 120 комбинированных дорожных машин (КДМ).
Это объективная цифра, к которой мы должны стремиться. Наша реальность на начало этой зимы: 34 единицы КДМ. Это те машины, которые есть в рамках действующего контракта с подрядчиком и наших собственных сил. Даже с учетом субподрядчиков мы выходили на цифры, которые в 3-4 раза меньше нормативных.
В итоге, чтобы справиться с ситуацией, администрация вышла на важное решение — запросить помощь у Краснодарского края, который прислал дополнительную технику из других районов.
Благодаря поддержке краевого минтранса с нами поделились комбинированными машинами шесть краевых дорожных организаций. Их водителям организовали размещение и питание, — рассказал Владимир Архипов.
Почему нельзя было изначально «взять больше» техники?
Это самый частый вопрос от жителей. Но дело не только в деньгах. Давайте смотреть на логистику. Такой техники нет в свободном доступе. КДМ — это не легковушка, ее нельзя просто взять в аренду. Весь парк подобной спецтехники в Краснодарском крае уже закреплен за конкретными территориями и подрядчиками.
КДМ — это сложный механизм с гидравликой, системой посыпки, электроникой. Машина, которая стоит в консервации полгода, не может быть моментально введена в строй. Ей нужна серьезная подготовка, обкатка, проверка всех систем. Это не лопату с чердака достать.
Вывод был однозначен: нужно плановое увеличение собственного парка муниципальной дорожной техники.
Факт 3: Тротуары и подземные переходы превратились в полосу препятствий.
Пешеходная инфраструктура в первые дни тоже пережила испытание. Тротуары превратились в ледяные катки. Подземные переходы, как на «Авроре», обледеневали снова, несмотря на уборку.
На самом деле и тротуары, и переходы прибирались и обрабатывались. Однако слой песка и реагентов накрывало новой порцией осадков буквально за считанные минуты. И при такой ситуации реагент попросту не работал.
Как разъяснил заместитель главы города Максим Онищенко, стандартные меры в условиях ледяного дождя и огромного количества непрекращающегося снега оказались неэффективны. Реагент начинает работать тогда, когда перестает идти снег, а когда реагент засыпается сверху снегом, он работать не будет.
При этом на уборке тротуаров и переходов с первого дня работали 600 человек и 30 единиц техники. Затем количество работников и техники было увеличено. Работы проводились на 320 улицах и на 27 надземных и подземных пешеходных переходах. Очищаемая площадь, которая в рамках муниципального контракта подлежала сдвиганию снега и посыпке пескосоляной смеси, составляет более полутора миллионов квадратных метров.
Однако ситуацию усугубляла сама структура осадков. Погода создала корку наледи, из-за чего техника снимала только верхний, незамерзший слой, не добираясь до льда, что сделало борьбу с гололедом сложной.
Напомним, что еще в декабре был заключен муниципальный контракт на санитарное содержание города на первое полугодие 2026 года. В рамках этих средств на зимнее содержание тротуаров (четырехкратная уборка) было заложено 72 млн рублей. Предусматривается два вида работ на тротуарах, пешеходных зонах, надземных, подземных пешеходных переходах и остановочных комплексах. Это сдвигание свежевыпавшего снега толщиной более 2 см и посыпка песко-соляной смеси. В обычных условиях для Краснодара этого вполне достаточно.
Безусловно, на неординарные условия, с которыми столкнулся город в эти дни, должны быть неординарные решения, — отметил Максим Онищенко. — В любом случае, перед нами поставлена задача, что город должен быть убран. Есть четкие сроки, в которые он должен прибираться. Есть над чем задуматься, есть что проанализировать. Подобные ситуации требуют более оперативных решений, более быстрых, — подвел итог вице-мэр.
«Все службы продолжат работать в усиленном режиме»
Итак,все силы были приведены в готовность. Однако в условиях аномальных погодных условий первые сутки ушли на осознание масштаба проблемы, перестройку логистики и привлечение дополнительной помощи.
Важно понимать, что это было столкновение с природной аномалией, к которой инфраструктура и стандартные протоколы южного города оказались не готовы.
На совещании было отмечено, что на очистку улиц: дворов, тротуаров, проездов вышли обычные горожане, а также представители администрации и бизнеса. Выходили волонтеры, помогая пожилым людям расчистить частные дворы. Крупные торговые сети и предприятия чистили территории перед своими фасадами. Многие управляющие компании активизировали работу по уборке дворов.
По итогам обсуждения руководители администрации пообещали проработать ряд мер: увеличить собственный парк дорожной техники, в первую очередь за счет муниципального предприятия КТТУ. Рассмотреть необходимость применения более эффективных, но дорогих и агрессивных химических реагентов (как в Москве). Жестче контролировать исполнение контрактов подрядчиками. Разработать четкие планы по заблаговременному привлечению к уборке прилегающих территорий всех хозяйствующих субъектов.
Как подчеркнул в своих соцсетях глава города Евгений Наумов, «все необходимые службы продолжат работать в усиленном режиме, в том числе ресурсоснабжающие компании, которые увеличили количество дежурных аварийных бригад».
Продолжаем очистку и отсыпку дорог — как магистральных, так и пригородных. Конечно, акцент на подъездных путях к соцобъектам. За неделю обработали песко-соляной смесью около 5 000 км проезжих частей и почистили более 4 400 км. По многим улицам спецтехника проходила неоднократно. Безусловно, важны чистота и безопасность дворов. Пускай их очистка не в наших полномочиях, но мы на связи с жителями. Поступающие к нам адресные жалобы на недоработки УК в ручном режиме оперативно отрабатываются, — отметил Евгений Наумов.