Это уже не «две собачьи упряжки».
История вокруг фантасмагорической попытки Дональда Трампа аннексировать или купить Гренландию не могла не прийти в спорт. Высказываться начали участники Олимпийских игр 2026 года, которым предстоит под флагом Дании схлестнуться с американцами на трассе. И как бы это ни звучало, у них даже есть винтовки и патроны — это не боевые снеговики, о которых шутят в соцсетях. Их зовут Укалек и Сондре Слеттемарк. Они — биатлонисты с ледяного острова, которые продолжают традиции легендарной лыжебиатлонной семьи.
Что происходит в Гренландии?
Короткое введение в курс дела для тех, кто совсем абстрагировался от политики. В последние недели американские власти, особенно президент Дональд Трамп, активизировали свои попытки заполучить Гренландию — по большому счету отжать самый большой в мире остров у Датского королевства, которому он принадлежит уже несколько веков. Медийная атака сопровождается издевательскими заявлениями Трампа, что оборона Гренландии «составляет две собачьи упряжки», у премьер-министра страны «будут большие проблемы», ледники вот-вот захватят Россия или Китай, а также что на международное право Трампу по барабану, и раз не дали Нобелевку, то получайте. А все право Дании на остров объясняется смехотворным фактом, что «какая-то лодка пристала к берегу 800 лет назад» (что, в общем-то, правда — и так всегда было в истории).
В административном центре Гренландии Нууке и Копенгагене проходят демонстрации, власти острова (возглавляет его экс-бадминтонист) говорят, что их территория не продается. Европейские союзники начали продумывать варианты реакции на возможную эскалацию со стороны американцев. Но правда жизни в том, что реальных контраргументов против мощнейшей армии и экономики у остального мира нет. Как и у самого острова площадью два миллиона квадратных километров и населением 60 тысяч человек.
Поэтому пользователи соцсетей сублимируют и отыгрывают сюрреалистичность ситуации в видео, созданных искусственным интеллектом, и мемах. Дания в них защищается с помощью своего самого знаменитого изобретения — Lego.
Популярный жанр — песни гренландского сопротивления, в которых отпор американцам вместе с людьми дают белые медведи в военной форме, косатки и почему-то пингвины (которые на острове есть разве что в зоопарке).
Выступления биатлонистов
Несмотря на то что оборону Гренландии держат примерно 60 человек из датской армии (также на острове находятся военные базы США, но получается, это уже потенциальный противник), у гренландцев есть медиаподдержка. И будет она в том числе и на Олимпиаде-2026 в Италии. По правилам Гренландия не может выступать под своим флагом — она входит в сферу ведения Олимпийского комитета Дании.
Но как минимум в биатлоне Данию и Гренландию будут представлять Сондре и Укалек Слеттемарк — брат и сестра целой биатлонной династии. Болельщики со стажем могут помнить Эйстейна и Уилок Слеттемарк — мужа и жену, которые основали гренландскую федерацию биатлона и лыжных гонок и сами выступали на чемпионатах мира и Олимпиадах на рубеже веков. Новые Слеттемарки — их отпрыски, и они заметно успешнее. Укалек — чемпионка мира в возрасте до 19 лет. Правда, живет семья в норвежском Лиллехаммере, но и на историческую родину регулярно заглядывает и даже охотится на ледяных просторах. Хоть у Укалек в профиле и написано, что она защитница окружающей среды (с другой стороны, чем тогда питаться?).
Гренландские спортсмены публично выступают против Трампа, не особо сдерживаясь в выражениях:
— В турбулентное время, когда чувствуется, что мы далеко от дома, стараемся сохранять бодрость духа. Мир (один парень) сошел с ума, и наши спортсмены вынуждены лавировать между своей работой (тренировками), большим количеством интервью, которые большей частью посвящены нашей геополитической ситуации и меньше — Олимпийским играм и нормальной жизни. Стараемся сохранять настрой! #гренландиянепродается, — написано в посте гренландской федерации биатлона в соцсетях.
Сондре выложил неделю назад видео, где он с различным оружием гуляет по Гренландии, а также в одежде цвета хаки, и подписал его «этот пост был проверен настоящими гренландскими патриотами».
Его сестра на этапе Кубка мира в Рупольдинге перед толпой журналистов разразилась тирадой в адрес Трампа:
— Конечно, я стараюсь как можно лучше сосредоточиться на своем спорте, это моя работа в первую очередь, но страшно, я много об этом думаю. Никогда не думала, что столкнусь с подобной ситуацией в своей жизни, даже думать об этом кажется нереальным.
Это определенно уже не шутка. Трудно предсказать, что произойдет. Дома мы обсуждаем это и представляем себе худшие сценарии, чтобы подготовиться. Вчера на тренировке было трудно сосредоточиться, и я изо всех сил стараюсь оставаться в настоящем, но каждый день мне страшно, и я не могу выразить словами, как сильно я ненавижу этого парня [Трампа].
Возможно, я немного изолирована в интернете и вижу только одну сторону истории, но все, кажется, говорят: «Мы с Гренландией», и что то, что говорит Трамп, абсолютно неприемлемо. Мой брат сейчас в Гренландии. Я разговаривала с ним, он говорит, что некоторые люди очень напуганы, им трудно спать по ночам. Другие относятся к этому с типичным гренландским юмором, говоря, что пора доставать охотничьи ружья. Я думаю, это защитный механизм. Мы чрезвычайно мирная страна, у нас нет армий или военных, мы так долго привыкли заниматься своими делами. Мы тесно связаны с природой, и это диаметрально противоположно американской культуре, и трудно даже представить, как это может измениться, — заключила Укалек.
Остается надеяться, что Слеттемаркам придется использовать свои винтовки и охотничьи ружья пореже и только по прямому назначению, а не вставать единым фронтом с белыми медведями против американских «морских котиков».
«Трампу не продаемся». США будет противостоять гренландский бадминтонист, приезжавший в Россию
Гренландия в центре новостей — ее хочет забрать Трамп. Что там со спортом, жизнью и армией?
Дмитрий Кузнецов, «Спорт-Экспресс»