«Препровождал Владимир во время неверия дни свои в пирах и веселиях, в любовной страсти и в роскошах даже до великого излишества, ибо, сверх своих законных жён, держал наложниц в Новегороде, в Вышгороде, на Берестове и в Белегороде больше тысячи. Но и тем не довольствуясь, насильствовал жён и девиц, отнимая у мужей и родителей».
Ломоносов «Древняя российская история»
В истории особо подчёркивается, что князь Владимир жил распутной жизнью, погружённый в развлечения, удовольствия и чрезмерную страсть к женщинам до принятия христианства, а потом, якобы стал благочестивым.
Рогнеда Полоцкая
Одной из наиболее известных супруг Владимира была Рогнеда Полоцкая, дочь князя Рогволда. Их брак оказался результатом военного столкновения, вызванного отказом Рогнеды вступить в союз с Владимиром. Она считала его сыном рабыни, о чём публично заявила при сватовстве.
По данным «Повести временных лет», Владимир жестоко наказал её за высокомерие, сначала покорив Полоцк, а затем публично изнасиловав девушку на глазах её родных, после чего у неё на глазах убил её родителей и братьев.
Подобные эпизоды свидетельствуют о жёстких методах правления и обычаях раннего средневековья, когда союзы заключались скорее из политических расчётов, нежели по любви. Хотя поведение Владимира вызвало возмущение современников, оно вписывалось в общую картину взаимоотношений князей того времени. В этом браке родилось шестеро детей: четыре сына (Изяслав, Мстислав, Ярослав и Всеволод) и две дочери, имена которых неизвестны.
Другие супруги
Помимо знаменитой Рогнеды, у князя Владимира были ещё две супруги из Чехии, чьи имена остались неизвестны. Одна из них подарила Владимиру первенца — Вышеслава, будущего новгородского князя. Другая чешская жена родила будущих князей Святослава и Мстислава, последнего из которых некоторые историки считают возможным прототипом известного позднее князя Мстислава Черниговского.
Следующей супругой Владимира стала женщина из Булгарии, происхождение которой до конца неясно — одни учёные полагают, что она происходила из Дунайской Болгарии, другие указывают на связь с Волжской Булгарией. Брак с представительницей булгарского народа демонстрировал стремление Владимира наладить политические контакты с тюркскими народами, живущими на юге и востоке Руси.
Гарем князя
Перед принятием христианства Владимир вел типичный для того времени образ жизни языческого правителя, обладая огромным гаремом из 800 наложниц, размещённым не только в столице Киев, но и в пригородной усадьбе Берестово. Число наложниц наглядно демонстрировало богатство и власть князя, ведь наличие большого количества женщин считалось признаком высокого статуса в среде древнерусской аристократии.
Современные хронисты, такие как Титмар Мерзебургский, называли Владимира «исключительным распутником», подчёркивая его активную половую жизнь. Наличие многочисленных наложниц позволяло князю поддерживать политическую стабильность, создавая альянсы с представителями различных родов и племён. Женщины, попадавшие в гарем, зачастую принадлежали семьям влиятельных бояр и местных лидеров, что усиливало влияние князя на региональные элиты.
Особенно примечательным является факт, что после смерти брата Ярополка в 978 году Владимир взял в жёны его супругу, гречанку Юлию, которая ранее была монахиней. Этой женщине предшествовала трагедия: её похитил отец Владимира, Святослав, во время военных кампаний в Болгарии, позже передав её сыну Ярополку. Гречанка родила Святополка, будущего соперника Владимира за киевский трон. Подобная ситуация ярко иллюстрирует отношение древних правителей к женщинам как инструменту политических маневров и наследства.
Женитьба на Анне Византийской
Ключевым событием в жизни князя Владимира стало его вступление в брак с византийской принцессой Анной в 988 году. Анна была родственницей императора Василия II и первой императорской дочерью, согласившейся выйти замуж за представителя славянского племени. Этот союз означал радикальные изменения в жизни Владимира: ему пришлось отказаться от язычества и многожёнства, принять христианство и интегрироваться в круг европейских монархов.
Политическое значение брака с Анной трудно переоценить. Владимир предоставил военной помощи Византии в борьбе с мятежниками, получив взамен право жениться на императорской сестре. Данный союз превратил Киевскую Русь в полноценного партнера имперской Византии, открыв дорогу к широкому процессу христианизации и установлению тесных культурных и экономических связей.
После Анны
После смерти императрицы Анны в 1011 году Владимир вступил в новый брак, предположительно связав себя узами с внучкой германского императора Оттона I Великого. Исследователь Николас Баумгартен предполагает, что невестой была дочь графа Куно фон Эннингена, возможно, потомком Оттона через дочь Рехлинку. От этого союза родился ребёнок — Добронега-Мария, которая около 1040 года стала женой польского князя Казимира I Восстановителя.
Некоторые дети Владимира имеют неопределённое происхождение. Предположительно, они родились от наложниц или менее значимых жён, имена которых не сохранились в письменных источниках.
Этот феномен указывает на частую практику того времени, когда правители имели многочисленные внебрачные связи, обеспечивавшие поддержку со стороны региональных элит и усиление власти.