Найти в Дзене

Демографический кризис в России: почему многодетных семей стало больше, но рождаемость падает?

В России наблюдается парадоксальная ситуация: число многодетных семей растёт, но общая рождаемость при этом снижается. Главный научный сотрудник Института демографических исследований (ИДИ) РАН Ольга Воробьева объяснила «Российской газете», какие трудности проходит семья на пути к рождению детей и как преодолеть так называемый «второй демографический переход». Эксперт отметила, что меры поддержки последних лет, такие как семейная ипотека, материнский капитал и льготы для многодетных семей, работают. Они способствуют увеличению числа больших семей. Однако эти материальные стимулы не компенсируют общего падения рождаемости в стране. При этом в Дагестане, Ингушетии и Москве зафиксирован рост рождаемости, но в абсолютных числах по всей России она продолжает сокращаться. По данным, только в 26 из 89 регионов страны рождаемость растёт, а в 63 – падает. Одной из ключевых проблем Ольга Воробьева назвала то, что в репродуктивный возраст вступило малочисленное поколение, рождённое в 90-е годы. «

В России наблюдается парадоксальная ситуация: число многодетных семей растёт, но общая рождаемость при этом снижается. Главный научный сотрудник Института демографических исследований (ИДИ) РАН Ольга Воробьева объяснила «Российской газете», какие трудности проходит семья на пути к рождению детей и как преодолеть так называемый «второй демографический переход».

Эксперт отметила, что меры поддержки последних лет, такие как семейная ипотека, материнский капитал и льготы для многодетных семей, работают. Они способствуют увеличению числа больших семей. Однако эти материальные стимулы не компенсируют общего падения рождаемости в стране. При этом в Дагестане, Ингушетии и Москве зафиксирован рост рождаемости, но в абсолютных числах по всей России она продолжает сокращаться. По данным, только в 26 из 89 регионов страны рождаемость растёт, а в 63 – падает.

Одной из ключевых проблем Ольга Воробьева назвала то, что в репродуктивный возраст вступило малочисленное поколение, рождённое в 90-е годы. «И это узкое «демографическое горлышко» нам надо с наименьшими потерями пройти до 2033-2034 годов», — подчеркнула специалист. Сегодня суммарный коэффициент рождаемости (СКР) на одну женщину в России составляет 1,4, в то время как для простого воспроизводства населения требуется 2,1.

При этом, по словам Ольги Воробьевой, низкий СКР — это общемировая тенденция. Даже в Африке за последние два десятилетия показатель снизился с 6,1 до 3,8–4. Это говорит о том, что для стимулирования рождаемости недостаточно только материальной поддержки. Эксперт считает, что необходим более комплексный подход – «программа ресурсосбережения людей», охватывающая многие составляющие демографической проблемы.

По данным переписи 2021 года, 70% мужчин и 72% женщин в России хотят иметь двоих и более детей. Но многие не могут родить даже первого. Проблема не всегда в отсутствии желания, часто это связано с медицинскими трудностями. Несмотря на появление центров здоровья семьи, их пока недостаточно для массового решения проблем репродуктивного здоровья. Бизнес также начинает проявлять интерес к демографической ситуации, но системная корпоративно-социальная ответственность пока не сформирована.

Отдельное внимание Ольга Воробьева уделила тем, кто может, но не спешит или не хочет иметь детей. Таких семей, по её словам, больше, чем принято считать. Причины могут быть разными: неуверенность в партнёре, рост бесплодия у обоих полов, а также изменения в ценностях, когда карьера и самореализация становятся приоритетнее рождения детей.

«Мы переживаем второй демографический переход, или сдвиг от традиционной модели семьи к индивидуалистической. И такая семья, сколько ее материально ни стимулируй, если для нее дети — обуза, которая мешает карьерному росту или отнимает ресурсы у растущего ребенка, не примет решение иметь еще детей», — объяснила Ольга Воробьева.

Эксперт также отметила, что до трети одиноких домохозяйств в России составляют молодые люди, которые сосредоточены на обучении, карьере и путешествиях. Этот «вектор развития личности» влияет на снижение рождаемости.

Для изменения ситуации, по мнению Ольги Воробьевой, нужно «менять сознание в пользу воссоздания ценности семьи» и воздействовать не только на кошелёк, но и на умы. Важно повышать уровень оплаты труда, которая остаётся низкой и дифференцированной по регионам. Также предлагается расселять молодёжь в небольшие города, ближе к земле, развивать индивидуальное жилищное строительство.

Специалист подчеркнула, что в деторождении участвуют двое, и нельзя забывать о роли мужчин. Она напомнила слова отца Дмитрия Смирнова о том, что женщина принимает решение об аборте «с молчаливого согласия мужчины». Ольга Воробьева добавила, что общество часто говорит о женщинах с низкой социальной ответственностью, но обходит стороной мужчин, которые не платят алименты или перекладывают решение об аборте на женщин.

Падение рождаемости при росте числа многодетных семей — это не парадокс. Эксперт объясняет это следствием материальных стимулов государства и тем, что семьи с потребностью в детях рожают второго и третьего. В основном это семьи с тремя-пятью детьми. Но эта тенденция может быть краткосрочной, если не изменится возраст рождения первенца.

Сейчас средний возраст первых родов составляет 27-29 лет. Молодые семьи откладывают рождение первенца, посвящая время образованию, карьере и поиску себя. Даже родители молодых людей считают, что «правильный» возраст для создания семьи — от 26 до 30 лет. Подростки также позже начинают романтические отношения. «Вот и встает вопрос: как родить первенца? Дожили. И как?» — задаётся вопросом Воробьева.

Ольга Воробьева считает, что нужно возрождать «атмосферу романтики», культуру ухаживания, танцев, дискотек, походов, всего, что способствует зарождению отношений. Она поддержала идею о предоставлении муниципального жилья при рождении первого ребёнка и удалённой работы для мамы, если она хочет. Эксперт уверена, что нужно поддерживать рождение не только третьего, но и первого ребёнка. Чем раньше появляется первенец, тем выше шансы на появление у него братьев и сестёр.

Вопрос типа семьи (полная, неполная, гостевая) не должен быть зарегулирован. Эксперт отметила, что первого ребёнка женщина часто рожает «для себя», чтобы доказать свою состоятельность, а последующих — «для любимого». Государство, по её мнению, также расставляет приоритеты, поддерживая многодетные семьи с тремя детьми бесплатными посещениями музеев, кинотеатров, зоопарков и парков, а также пособиями до 23 лет.

Похожие меры поддержки, но в меньшем объёме, необходимо продумать и для молодых семей с одним ребёнком. Сегодня до 70% мужчин и 72% женщин хотят иметь двоих и более детей. Троих детей иметь становится выгодно, но остаётся открытым вопрос, как мотивировать к рождению первого. Ольга Воробьева поделилась наблюдением: замужние студентки говорят: «Нет-нет, я пока детей не хочу. У меня уже есть один. Муж».

При этом Франция, по сравнению с другими странами ЕС, испытывает демографический кризис в меньшей степени. Там суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,62 ребёнка на женщину, в то время как у соседей он колеблется в пределах 1,2–1,3. Это связано с активной поддержкой молодых семей.

Во Франции молодым родителям легче решить жилищный вопрос. Каждая семья, чей доход менее 2,5–3 тысяч евро на человека, имеет право на социальное жильё. В пригородах Парижа квартиру можно получить через 1–2 года, а в столице придётся ждать от 6 до 10 лет. Продавать или сдавать такое жильё нельзя, но пользоваться им можно до конца жизни. Социальное жильё не бесплатное, но арендная плата в 2–2,5 раза ниже, чем в частном секторе. Через два года проживания социальную квартиру можно выкупить в ипотеку под 1,1% и ниже. Также есть пособия на жильё для малоимущих и многодетных.

Другая проблема — уход за детьми во время работы. Во Франции отпуск по уходу за ребёнком для женщин составляет всего 4 месяца, с возможностью продления до года, но без сохранения зарплаты и с возможным отказом работодателя. Поэтому французы активно пользуются государственными яслями, которые бесплатны и имеют хорошие условия: на одну воспитательницу приходится не более пяти детей. Ясли покрывают до 60% спроса, приоритет отдаётся малоимущим, а также детям медработников и пожарных.

Дополнительные варианты — няни и мини-садики (1–3 ребёнка в группе). Эти услуги платные, но государство частично их возмещает. Преимущество мини-садиков — гибкий график. Кроме того, во Франции предусмотрены государственные выплаты на школьные нужды для детей от 6 до 18 лет. Пособие на начало учебного года (ARS) выплачивается всем семьям со школьниками, его сумма составляет от 420 до 460 евро в зависимости от возраста ребёнка. Оно помогает покрыть базовые расходы, но не все. Согласно исследованию Национального фонда семейных пособий Франции, 98% опрошенных семей хотя бы раз пользовались этим пособием.

Несмотря на все меры поддержки, Франции пока не удаётся полностью преодолеть демографический кризис: с 2010 года рождаемость в стране упала на 21,5%, хотя темпы спада медленнее, чем в других странах ЕС.

➜Делимся секретами воспитания ☺ в нашем Telegram - подписывайтесь! ✍