Доброго дня, читатель!
Не так давно мы с вами обсуждали современное ювелирное искусство, представленное на выставке «ОСЕНЬ-2025», проходившей в исторических залах Императорского общества поощрения художеств ( ныне Союза художников Санкт-Петербурга)
И сегодня я хочу вернуться к теме современного искусства и показать произведения ювелиров XX и XXI вв., которые были подарены Государственному Эрмитажу к празднованию 250 -летия. Выставка работ, переданных в дар Эрмитажу, проходила в 2014-2015 годах. Коллекция включает в себя произведения керамики, стекла, текстиля и ювелирного искусства - всего 74 предмета.
Эта коллекция была собрана и передана музею Фондом Эрмитажа (США) при непосредственном участии Хелен Друтт (Дратт) Инглиш (Helen Williams Drutt English) - американской писательницы, лектора, педагога, куратора и галериста, известной своей работой по повышению статуса так называемых ремесленных искусств (ювелирные изделия, керамика, деревообработка, текстиль) до уровня изобразительного искусства посредством своей галереи, преподавания и лекций.
Хочу отметить, что Хелен Друтт Инглиш заслуживает отдельной статьи. Достаточно лишь упомянуть крупнейшие выставки, организованные при её участии:
- « Взгляд из Америки: современное ювелирное искусство, 1974-2003» ;
- «Дипломатичное использование броши: дань уважения Мадлен К. Олбрайт »;
- «КОЛЬЦА! 1968–2021»;
- «Браслеты, браслеты и манжеты: 1948–2024» , в Музее металла в Мемфисе, штат Теннесси, 2024 год.
И, конечно же, выставка «Дары из Америки: 1948–2013» , Санкт-Петербург, Россия, в 2014 году.
В основе проекта лежала идея "Даров из Америки", поэтому значительная часть работ принадлежит художникам из США или художникам, работавшим в США после эммиграции. Также включены работы авторов, чьё творчество оказало заметное влияние на развитие искусства и коллекционирование.
В каталоге есть вступительная статья с небольшими описаниями и рассказами о произведениях, идеях, их породивших, материалах и новшествах, применённых художниками. Приглашаю на небольшую экскурсию. Возможно так, с описаниями, понять и принять новое в ювелирном искусстве будет проще....
"Возможно, художникам, работающим с металлом и ювелирным мастерским было сложнее всех преодолеть укоренившиеся в массовом сознании штампы, чтобы добиться признания их творчества. Ювелирное искусство, обычно представленное изделиями массового производства, которым занимаются лидирующие в изготовлении предметов роскоши компании, были и во многом по-прежнему признаются областью моды. Статус этих брендов и консервативные представления об украшениях, подкрепляемые традиционным дизайном, отягощали художников, ищущих возможности самовыражения языком нательных украшений. По существу у этой дисциплины - одна из самых сложных и ярких историй в прикладном искусстве.
Для некоторых ювелиров это было сферой, где они могли изучать исторические традиции изготовления украшений, вводя их в современный контекст. Работы Олафа Скугфорса, Тони Гëсслер-Снайдера, Уильяма Харпера и Бреона О'Кейси очень характерны в этом отношении.
Ременная пряжка "Персидское наслаждение" Скугфорса следует формам средневековых восточных украшений на столько буквально, что только способ её производства выдаёт в ней современный объект.
Декор вещей Гёсслер-Снайдера явно обращён к североевропейским мотивам, но передан Новым изобразительным языком с использованием синтетических полимеров - необычного для ювелирных украшений материалов.
Произведения О'Кейси практически пропитаны кельтскими узорами на грубо обработанных драгоценных металлах и камнях - вневременных материалах.
Харпер, один из наиболее значительных художников, работающих с эмалью, создал произведения, переполненные отсылками к ритуалам, мифологии, музыке и даже массовой культуре. Его работы выглядят одновременно старинными и современными, изобразительными и абстрактными.
Другие художники отказались от использования традиционных для ювелирного искусства материалов, вводя пластик, фотографии и другие объекты, исторически не связываемые с производством украшений.
Подвеска Дж. Фреда Уолла - одна из ранних вещей в этой категории. Уоэл был в числе первых мастеров металлообработки, обратившихся в работах к ностальгическим мотивам и образам. Используя фрагменты и обломки различных материалов и предметов художник обращается к массовой культуре.
Идею бриколажа (от фр. bricolage — создание предмета или объекта из подручных материалов) применяет в своём колье Нэнси Уорден, где в качестве материала для бусин взяты бетон и галька, похожие на кусочки разбитой мостовой.
К той же идее обращается в подвеске "Мать Барби" Вон Стаббс, использующий фрагменты знаковой американской детской игрушки.
Совершенно иной подход у Хелен Бриттон. Она часто берёт старые предметы в качестве основы для добавления новых элементов, создавая брошь, колье или браслет, которые в буквальном смысле являются и старыми, и новыми.
Работы Марджори Щик из дерева, ткани и папье-маше доведены до состояния пригодной для ношения скульптуры. Их материал, размер и отношение к телу выходят за рамки обычных представлений, как должно выглядеть нательное украшение.
Таково же и колье Нэл Линсен, выполненное целиком из бумаги.
И колье Джорджо Виньи, составленное из стеклянных элементов, которое кажется более похожим на люстру, чем на украшение.
Широкий творческий диапазон Хэйса Бэккера вкючает в себя и ювелирное искусство. Он помог узаконить использование пластика, и позже, фотографий в колье, брошах и в других формах ювелирного искусства, где применялись драгоценные металлы и камни. Присутствующая в его ранних работах образность поп-арта постепенно приобрела более классический характер, как в колье, выполненном из фотографии картины Тициана.
Другой художник, использующий фотографии, - Джо Пиллари но он включает их для создания очень личных, придуманных повествований. Из образов, найденных фотографий он составляет новый сюжет, рассказывая истории.
Возможно, самой повествовательной работой в этой коллекции является брошь "Саммит", выполненная в творческом содружестве Робина Красницки и Ким Оверстрит. Это украшение создано в честь запланированного, но не состоявшегося саммита президентов Владимира Путина и Билла Клинтона.
В украшениях, преподнесенных в дар Эрмитажу, проявляются и многие другие творческие устремления. Это развитие конструктивистских тенденций в работах Джампаоло Бабетта, Павла Опоченского и Петра Скубика.
Возвращение к драгоценным украшениям, нашедшее своё воплощение в творчестве таких художников, как Шерон Чëрч, Георга Доблера, Элизабет Харрисон, Кадри Малка и Элеанор Моти.
Именно Элеонор Моти оказала наиболее значительное влияние на художников своего поколения, впервые применяя новые техники и воплощая идеи, которые сегодня кажутся историческими и общепринятыми в ювелирной практике."
Благодарю за внимание.