Найти в Дзене

Дуччо ди Буонинсенья (Duccio di Buoninsegna, работал в 1278-1319 годах в Сиене). Рождество Христово

Эта панель одного из важнейших памятников западной живописи: величественного двустороннего алтаря, известного как «Маэста» Дуччо ди Буонинсенья. «Маэста» почти два столетия доминировала на главном алтаре Сиенского собора. По обе стороны от этой Рождества Христова стоят два еврейских пророка, чьи писания – цитируемые на свитках, которые они держат, – являются предсказаниями о рождение Иисуса. Изображение Рождества присоединилось к другим сценам из детства Иисуса (с другими пророками), которые разворачивались вдоль переднего горизонтального основания алтаря, называемого «пределлой», под монументальным изображением Мадонны с Младенцем во всей Ее величественности, восседающей на троне в толпе святых и ангелов. Дева Мария была покровительницей Сиены, и почитание Её имело как сильное гражданское, так и религиозное измерение. Перед установкой в ​​июне 1311 года алтарь Дуччо был торжественно пронесен по улицам города. Для сопровождения были наняты музыканты, а в шествии участвовали все свяще
Рождество с пророками Исайей и Иезекиилем (The Nativity with the Prophets Isaiah and Ezekiel). 1308-1311. дерево, темпера. 43 х 16 см (пророки), 43 х 43.9 см центр. Вашингтон
Рождество с пророками Исайей и Иезекиилем (The Nativity with the Prophets Isaiah and Ezekiel). 1308-1311. дерево, темпера. 43 х 16 см (пророки), 43 х 43.9 см центр. Вашингтон

Эта панель одного из важнейших памятников западной живописи: величественного двустороннего алтаря, известного как «Маэста» Дуччо ди Буонинсенья. «Маэста» почти два столетия доминировала на главном алтаре Сиенского собора.

Реконструкция лицевой стороны алтарного образа Маэста
Реконструкция лицевой стороны алтарного образа Маэста

По обе стороны от этой Рождества Христова стоят два еврейских пророка, чьи писания – цитируемые на свитках, которые они держат, – являются предсказаниями о рождение Иисуса. Изображение Рождества присоединилось к другим сценам из детства Иисуса (с другими пророками), которые разворачивались вдоль переднего горизонтального основания алтаря, называемого «пределлой», под монументальным изображением Мадонны с Младенцем во всей Ее величественности, восседающей на троне в толпе святых и ангелов. Дева Мария была покровительницей Сиены, и почитание Её имело как сильное гражданское, так и религиозное измерение. Перед установкой в ​​июне 1311 года алтарь Дуччо был торжественно пронесен по улицам города. Для сопровождения были наняты музыканты, а в шествии участвовали все священники и монахи Сиены. За процессией городских чиновников и горожан следовали женщины и дети, звонившие в колокола. Магазины были закрыты весь день, и бедным раздавали милостыню.

Впечатляющая фигура Маэсты и её авторитет, а также важность Дуччо как учителя, помогают объяснить неизменную любовь Сиены к золоту и абстракции византийского стиля, даже несмотря на то, что художники в других районах Тосканы придерживались более натуралистического подхода.

-3

Это изображение Рождества сочетает византийские элементы с более современными и местными тенденциями. Лежащая поза Девы Марии и Её несоразмерность другим фигурам напоминают иконы Рождества, и, как и многие иконописцы, Дуччо изобразил двух повитух, которые омывают и ухаживают за новорожденным и подтверждают его непорочное зачатие. Пещерный пейзаж также заимствован из греческой восточной культуры, но потолок яслей похож на те, что встречаются в готическом искусстве Северной Европы. Хотя эффект золота и ярких цветов носит ярко выраженный декоративный характер, элегантные линии и плавные мазки Дуччо смягчают строгость византийского стиля.

Завершённая менее чем за три года, «Маэста» была огромным проектом, за который Дуччо получил 3000 золотых флоринов – больше, чем когда-либо заказывал любой другой художник. Хотя ему, должно быть, существенно помогали его ученики и помощники из мастерской, композиция и исполнение указывают на то, что Дуччо контролировал весь проект. Перенесённый на боковой алтарь в 1506 году, алтарный образ был распилен в 1770-х годах, и отдельные панели впоследствии были разбросаны по разным коллекциям. Это делает невозможным точное определение его размеров, но он, должно быть, был около 4,6 метров в ширину, а фронтоны достигали высоты до 5,2 метров. В общей сложности, вероятно, было более 70 отдельных сцен.