Найти в Дзене
HAYK media

День памяти | Григор Шарбабчян

Григор Шарбабчян — Выдающийся Армянский Художник
Родился 4 апреля 1884 года в Тифлисе. В 1904-10 годах учился в академии Жюльена (Париж). В 1913 году в Армянском театре Тифлиса оформлял сцену постановки пьесы «Старые боги» Шанта. Принимал участие в создании Союза армянских искусствоведов (1916) и художественной студии Айартун, в которой позже преподавал. С 1921 года являлся главным художником

Григор Шарбабчян — Выдающийся Армянский Художник

Родился 4 апреля 1884 года в Тифлисе. В 1904-10 годах учился в академии Жюльена (Париж). В 1913 году в Армянском театре Тифлиса оформлял сцену постановки пьесы «Старые боги» Шанта. Принимал участие в создании Союза армянских искусствоведов (1916) и художественной студии Айартун, в которой позже преподавал. С 1921 года являлся главным художником Тбилисского армянского драматического театра. Оформлял представления «Капказ-тамаша» Чаренца, «Маскарад» Лермонтова (1927), «На дне» Горького (1932), «Отелло», «Гамлет» (1933), «Пепо» (1926), «Разорённый очаг» (1929) и «Хатабала» Сундукяна (1937), а в 1932 году оформлял сцену оперы «Алмаст» Спендиаряна в Грузинском театре оперы и балета.

В своих станковых полотнах 1920-х годов Шарбабчян представлял быт, обычаи, народные праздники Тифлиса. Примечательными пейзажами являются такие полотна как «Люксембургский парк», «Залив в Бретани», «Севанский остров», «Часовня в Татева», «Старый Агулис», «Озеро Рица» и др. Шарбабчян творил также и в жанре графической живописи. Автор пьесы «Слуга народа Саят-Нова» (постановка, 1927, Кировакан) и искусствоведческих статьей. Имел персональные выставки в Тифлисе (1913) и Ереване (1927).

Умер 6 января 1942 года в Тбилиси. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1936). Его стилизованные работы на тему национальных мотивов впоследствии вдохновили его ученика, выдающегося армянского художника Вагаршака Элибекяна. Особенно интересна его исследовательская работа — рисунки сделанные с надгробий тифлисского кладбища и в усыпальнице Лузиньян. Рисунки носят технический характер, Шарбабчян срисовывал рельефы и надписи, изучая надгробия как этнограф. В основном они принадлежат людям, которые скончались не позже 1870-х годов. Могильные плиты знатных горожан отличаются прежде всего тем, что содержат изображения усопших в полный рост, порой с любимыми или характерными для них предметами. Реже образы обрамлены орнаментом, дополнительными фигурами, символами профессии и рода занятий. Большинство женщин в таразах, изредка встречаются дамы в европейском платье. Также и мужчины: часть из них одета в национальную одежду, а часть — в европейские костюмы или в форму.

Особая ценность коллекции — семь рисунков, сделанных в усыпальнице королевской династии Лузиньян. Возможно, их надгробия представляют собой горельефы — фигуры сильно выступают над поверхностью камня, напоминая скульптуры. Династия Лузиньян правила в Киликийской Армении и на Кипре. Большая часть захоронений относилась к прошлому и для самого художника, родившегося в конце ХIХ века. Он исследовал последнее пристанище тех, кто умер до его рождения. Эти и другие работы мастера хранятся в Национальной Галерее Армении.

В 1899 году кладбище Ходживанк было ограждено массивной стеной, к тому времени оно стало крупнейшим армянским кладбищем в Тифлисе. Количество захоронений в период до его разрушения составило более 90 000. Большая часть мемориального кладбища и церковь Сурб Аствацацин были разрушены в 1937 году. Раффи, Туманян, Мурацан, Церенц, Сундукян, Г. Арцруни, Дживани, Екмалян и другие великие армяне (всего более тридцати) сегодня покоятся в Пантеоне Ходживанка. Их останки были перенесены из разных уголков бывшего кладбища Ходживанк, а также из других мест города и захоронены возле мемориала Раффи в 1930-х годах благодаря Григору Шарбабчяну. В те опасные годы, когда на территории кладбища Ходживанк планировалось создать «Парк Дружбы», Шарбабчян, рискуя жизнью, сумел спасти лишь три десятка из останков более тысячи представителей армянской интеллигенции, покоившихся на кладбище.