Найти в Дзене
Александр Филиппов

Николай Никулин. Воспоминания о войне. Рецензия на книгу.

Николай Никулин закончил школу летом 1941 года, а уже в ноябре попал на передовую, на Волховский фронт. Четырежды был ранен, но всё-таки дошёл до Берлина. Он, так же как Виктор Астафьев и Александр Шумилин, написал эту книгу потому что не выдержал той лжи, которую лили в уши гражданам нашей страны те "герои", которые воевали сидя в тёплых складах и штабах. Холод, голод, отсутствие нормальной огневой поддержки и ежедневные бессмысленные лобовые атаки хорошо укреплённых позиций противника. Об этом было запрещено говорить при советской власти, не принято говорить и сейчас. А говорить надо. Чтобы люди знали, какой ценой досталась нам победа. Чтобы понимали, почему с нашей стороны были такие чудовищные потери. Приведу только одну цитату: Однажды я случайно подслушал разговор комиссара и командира стрелкового батальона, находившегося в бою. В этом разговоре выражалась суть происходящего: «Еще денька два повоюем, добьем оставшихся и поедем в тыл на переформировку. Вот тогда-то погуляем!» По

Николай Никулин закончил школу летом 1941 года, а уже в ноябре попал на передовую, на Волховский фронт. Четырежды был ранен, но всё-таки дошёл до Берлина. Он, так же как Виктор Астафьев и Александр Шумилин, написал эту книгу потому что не выдержал той лжи, которую лили в уши гражданам нашей страны те "герои", которые воевали сидя в тёплых складах и штабах.

Холод, голод, отсутствие нормальной огневой поддержки и ежедневные бессмысленные лобовые атаки хорошо укреплённых позиций противника. Об этом было запрещено говорить при советской власти, не принято говорить и сейчас. А говорить надо. Чтобы люди знали, какой ценой досталась нам победа. Чтобы понимали, почему с нашей стороны были такие чудовищные потери.

Приведу только одну цитату:

Однажды я случайно подслушал разговор комиссара и командира стрелкового батальона, находившегося в бою. В этом разговоре выражалась суть происходящего: «Еще денька два повоюем, добьем оставшихся и поедем в тыл на переформировку. Вот тогда-то погуляем!»

После войны Никулину довелось пообщаться с немцем, который зимой 41/42 года воевал в тех же местах. Тот был поражён тем, как бездарно управлялись наши войска.

Лев Копелев в своей книге "Хранить вечно" рассказывает о том, как вели себя наши войска на территории Германии. Никулин подтверждает его слова - мародёрство, изнасилования. Мало кто знает, но именно когда Красная армия вошла на территорию Третьего Рейха солдатам и офицерам разрешили отправлять домой посылки. Что они могли отправить?

При этом автор говорит, что в своей книге он сглаживал многие моменты - срабатывал внутренний цензор.

Эти мемуары были написаны в 1975 году, но, по понятным причинам, изданы только через 30 лет.