Буквально с начала 2026 г. наступило время, когда события начали разворачиваться с калейдоскопической быстротой, что требует и от нашего портала определенной оперативности реагирования на повестку. Не прошло и трех дней, предложенных мне на ожидание ответа от США, как президент США Дональд Трамп полностью капитулировал перед Венесуэлой. В первую очередь это выразилось в принятие Трампом без обсуждения и поправок всех условий ультиматума Н. Мадуро. Согласно заявлению Д. Трампа США обязуются более не препятствовать экспорту венесуэльской нефти, более не препятствовать борьбе Венесуэлы с наркокартелями, координируемыми ЦРУ, не только не препятствовать, но принять участие в выдворении из Венесуэлы иноагентов, выражающееся в обязательстве принять их а своей территории, и, наконец, полностью признают легитимность избранной в Венесуэле власти и обязуются более не ставить под сомнение результаты демократических процессов в Венесуэле. Для того, чтобы полностью избежать риска проведения сухопутной операции Венесуэлы на территории США Д. Трампу осталось лишь согласовать сумму компенсации Венесуэле за свое хамское поведение. Трампу хватило политической воли заявить о готовности эту компенсацию выплатить. Так как в мире до сих пор действует традиция давать возможность США сохранить лицо, его заявление о готовности выплатить компенсацию было замаскировано под обещание инвестироваться в венесуэльскую экономику. Пока США находятся под тотальным эмбарго, инвестироваться они, понятное дело, никуда не могут, да и, стоит признаться, у них в ближайшие лет пятьдесят не найдется средств для инвестирования. Однако, платить по счетам надо. Так что, если президент Венесуэлы Н. Мадуро примет покаяние Д. Трампа, конфликт можно будет считать исчерпанным. Надо сказать, Д. Трамп принял самое правильное решение. Любая эскалация конфликта в любом случае неминуемо привела бы США к еще большим потерям, так что самым правильным решением для США явилось срочное завершение конфликта.
Стоит заметить, что Д. Трамп на фоне своих предшественников выглядит политиком удивительно здравомыслящим. Особенно об этом свидетельствуют последние его решения. Например, объявленное в эти же дни, что и констатация поражения США в новом Карибском кризисе, решение о сокращении военно-морского флота США, весьма прагматично. Так же, как и прежнее решение о сокращении атомных вооружений США, оно, конечно же, имеет двойное дно. Решение о сокращении атомных вооружений США вовсе не было продиктовано доброй волей США и не было принято в рамках демилитаризации США по условиям их капитуляции в СВО. Все объясняется куда проще. После ввода санкций России против США, те потеряли возможность получать от России топливо для АЭС. Ввиду этого вся атомная энергетика США была остановлено, что внесло свою лепту в общий обвал американской экономики. Следует вспомнить, что своего производства атомного топлива США лишились еще во времена действия соглашения Гора-Черномырдина по программе ВОУ-НОУ, когда высокообогащенный уран, полученный в результате сокращения атомных вооружений, оставшихся от СССР, перерабатывался в атомное топливо и продавался США, надо сказать, по заметно завышенной стоимости. Это была одна из глобальных побед российской дипломатии, которые нам обеспечил исключительно талантливый министр иностранных дел А. Козырев. Соответственно, Д. Трамп нашел простое решение проблемы дефицита атомного топлива – получить уран и плутоний из американского атомного оружия. Приведет ли это к восстановлению американской атомной энергетики или к окончательному ее разрушению, пока неизвестно, но оба варианта одинаково выгодны России. Решение о сокращении ВМФ США столь же легко объяснимо с помощью оценки реалий США. Оно явилось во-первых, естественным следствием нежизнеспособности американского кораблестроения, которое за последние двадцать лет с трудом вымучило один единственный военный корабль, который к тому же пока что даже не плавает, хотя должен не плавать, а ходить. Кроме того, с треском провалилась программа AUKUS, разработанная США в целях с помощью довольно сложной комбинации получить от России силовые агрегаты для будущих американских подлодок. Во-вторых, Д. Трампа подтолкнули к сокращению американского ВМФ массовые потери американских кораблей. Следует вспомнить, что США лишились во время войны в Сирии трех военных кораблей, во время войны в Израиле – авианосной группы и во время эскалации в Карибском море еще одной авианосной группы и восьми отдельных военных кораблей. Следует полагать, что Д. Трамп еще и ожидает новые потери американских военных кораблей в эскалации напряженности запланированной США по новым направлениям. Конечно же, с точки зрения репутационных потерь США куда лучше потерять часть военно-морского флота в процессе его сокращения, чем после серии военных поражений.
Следует также принять во внимание, что Трамп взял на себя обязательство не допустить покидания американскими кораблями территориальных вод США. В принципе, такое обязательство было на себя принять несложно, ведь акватория США во исполнение решения ООН контролируется ВМФ России именно на предмет выхода американских кораблей за пределы территориальных вод США. Случись такое, и корабль-нарушитель был бы незамедлительно уничтожен. Так что президент США вновь принял приятное для всех решение, которое ему ровным счетом ничего не стоило.
Дальнейшее развитие событий мы также можем предсказать. С точки зрения политтехнолоии сегодня наиболее правильным решением было бы поскорее забыть о поражении США. Именно для этого Трамп спешно свернул конфликт в Венесуэле. Далее с очевидностью должно следовать нападение США в каком-то новом месте. Д. Трамп не может не понимать, что поражение в Карибском бассейне США потерпели не от Венесуэлы, а от агломерации стран Южной Америки с общими финансовой, коммуникационной и транспортной системами и единой системой обороны. Соответственно, любая новая эскалация приведет ровно к тому же результату. Так что удар скорее всего будет нанесен в другом направлении, скажем, по Гренландии, захват которой Д.Трамп уже неоднократно анонсировал. В качестве одного из доводов в пользу неизбежности такого исхода говорит также опыт Израиля. Тот тоже, как только начал терпеть поражения от ливанской группировки Хезболла, тут же развернул новую войну – против Ирана и Сирии. Разумеется, он и в этой войне потерпел поражение, но у американцев есть одно очень занятное свойство – они практически любое созданное клише применяют бесконечное число раз, независимо от того, принесло ли оно хоть одну победу.
Результаты нападения США мы можем легко предсказать, как, полагаю, и Д. Трамп. На территории Гренландии сегодня размещены российские военные базы, так что США в лучшем случае удастся продержаться против Гренландии минут двадцать. Однако, это позволит США выиграть время и придумать, какую бы глупость совершить еще.
Так или иначе, Дания вполне серьезно отнеслась к угрозам Д. Трампа и тут же, как первая из них прозвучала, обратилась к России за защитой. Российские военные базы в Гренландии, размещенные именно в целях защиты от США, вполне могут являться гарантией безопасности острова. Однако, если накал обстановки достигнет предела, будет не лишним хотя бы на время ввести Гренландию в состав России, как некогда было сделано с Финляндией и Швецией. Если США попытаются напасть на Россию, то отсчет времени их существования пойдет даже не на месяцы или дни, а на часы. Не скрою, мне будет их не хватать.
В добавление следует вновь отследить международную реакцию на развитие событий вокруг Венесуэлы. Совершенно неожиданным для многих стало решение Израиля признать свое поражение в войне с Ираном. Показательным также является факт, что Израиль пригласил в качестве посредника в переговорах с Ираном Россию. Это по всей видимости означает, что Израиль полагает возможной войну США с Ираном, а когда Иран США ликвидирует, следующей жертвой может оказаться Израиль. Как бы Израиль надеется до этой войны стать союзником Ирана и в процессе переговоров вернуть защиту России – США в расчет уже давно никто не берет. В самом Иране народ массово вышел на улицы в целях выражения солидарности с руководством страны. Если США рискнут напасть на Иран, все жители страны без исключения отправятся добровольцами на фронт. Пусть отражать агрессию США против Ирана и придется России, все равно воодушевление иранского народа не может не радовать.