Найти в Дзене

Женихи разбегались в ужасе, принцесса которая не влезала в корсет

В викторианскую эпоху, когда корсеты затягивали до обморока, а идеалом красоты была чахоточная бледность и осиная талия, быть женщиной «в теле» считалось недостатком. Но быть принцессой невероятных размеров это была катастрофа государственного масштаба.
Мария Аделаида Кембриджская вошла в историю под жестоким прозвищем «Fat Mary» («Толстая Мария»). Сплетники делали ставки, сломается ли под ней

В викторианскую эпоху, когда корсеты затягивали до обморока, а идеалом красоты была чахоточная бледность и осиная талия, быть женщиной «в теле» считалось недостатком. Но быть принцессой невероятных размеров это была катастрофа государственного масштаба.

Мария Аделаида Кембриджская вошла в историю под жестоким прозвищем «Fat Mary» («Толстая Мария»). Сплетники делали ставки, сломается ли под ней церковная скамья, а короли с ужасом смотрели на неё за обеденным столом. Но мало кто догадывался, что за этим «фасадом» скрывалась одна из самых добрых, энергичных и важных женщин своего времени, без которой британская корона сегодня выглядела бы совсем иначе.

Она появилась на свет 27 ноября 1833 года в Ганновере. Родословная у неё была безупречной: внучка короля Георга III, кузина (и близкая подруга) самой королевы Виктории. Казалось, перед ней открыты все двери.

В детстве Мария Аделаида была прелестным ребенком с ангельским личиком. Но пубертат сыграл с ней злую шутку. Гормональный сбой или генетика (ганноверская династия вообще была склонна к полноте) превратили её в великаншу. Она была не просто полной, она была огромной, широкой и шумной.

Король Бельгии Леопольд I, человек тактичный, после встречи с юной принцессой не сдержался в письме:

«Бедная Мария! Она была таким красивым ребёнком, но сейчас похожа на шар… Мой сын Леопольд сидел с ней рядом за столом и выглядел весьма встревоженно, словно боялся, что она займет и его стул тоже».

К 30 годам Мария Аделаида стала «неликвидом» на брачном рынке Европы.

Проблема была не только в весе. У принцессы не было приданого. Её отец, герцог Кембриджский, был младшим сыном короля, а значит, денег в семье было негусто.

Сочетание «огромный вес + пустой кошелек» отпугивало всех.

Ситуация стала настолько отчаянной, что лорды начали рассматривать самые безумные варианты. Например, овдовевшего короля Италии Виктора Эммануила II.

Это была бы катастрофа. Виктор Эммануил был известен на всю Европу как грубиян, распутник и «дикарь». Говорили, что он моется раз в год и меняет любовниц чаще, чем носовые платки.

Британский кабинет министров, представив нежную, набожную Марию Аделаиду в лапах этого «итальянского медведя», содрогнулся. Кандидатуру отклонили из жалости.

Принцесса готовилась доживать век в одиночестве, занимаясь благотворительностью и заедая горе пирожными.

Спасение пришло откуда не ждали. Принц Уэльский (будущий Эдуард VII) и его красавица-жена Александра Датская решили, что негоже кузине пропадать. Во время визита в Вену в 1865 году они устроили настоящий кастинг.

Требования были просты:

1. Протестант (обязательно).

2. Принц (хотя бы захудалый).

3. Готовность закрыть глаза на... масштабы невесты.

И они нашли его. Франц, герцог Текский.

-2

Он был «принцем» с большой натяжкой. Сын герцога Вюртембергского от морганатического (неравного) брака с венгерской графиней. В высшей лиге европейских монархов он был изгоем. У него не было ни королевских прав, ни денег, ни земель. Только красивая внешность и титул «Светлость» (даже не «Высочество»).

Это была сделка века. Франц получал входной билет в британскую королевскую семью и содержание. Мария Аделаида получала мужа.

Когда Франц впервые увидел невесту, он, говорят, на секунду потерял дар речи. Она была старше его на 4 года и тяжелее раза в два. Но у Марии Аделаиды было секретное оружие: невероятная харизма. Она так искренне смеялась, так живо интересовалась всем на свете и была так лишена королевского высокомерия, что Франц... влюбился. Или, по крайней мере, искренне привязался.

Они поженились в 1866 году. Королева Виктория, скептически относившаяся к «Текскому выскочке», все же дала благословение, радуясь, что пристроила кузину.

-3

Вопреки прогнозам злопыхателей, брак оказался счастливым. У пары родилось четверо детей. Мария Аделаида стала первой «народной принцессой».

Пока королева Виктория годами носила траур и пряталась в замках, Мария Аделаида ("Fat Mary") была везде. Она открывала больницы, устраивала благотворительные базары, кормила бедных. Народ её обожал.

Она тратила больше, чем имела, влезала в долги, сбегала от кредиторов во Флоренцию, но всегда возвращалась с триумфом.

Но главный её вклад в историю это её дочь.

Старшая дочь Марии Аделаиды, принцесса Мария Текская (в семье её звали Мэй), унаследовала от отца стройность и строгость, а от матери железный стержень.

-4

Именно «Толстая Мария» с её неуемной энергией сумела так воспитать дочь и так удачно представить её при дворе, что Мэй выбрала сама Королева Виктория в качестве невесты для будущего короля.

Сначала Мэй должна была выйти за старшего внука Виктории, принца Эдди (подозреваемого некоторыми в том, что он был Джеком Потрошителем). Но Эдди умер от гриппа.

Тогда Мэй «передали по наследству» его брату Георгу.

Так внучка «Толстой Марии» стала Королевой Марией той самой великой и грозной бабушкой Елизаветы II. Женщиной, которая собрала королевскую коллекцию драгоценностей и провела монархию через две мировые войны.

-5

Мария Аделаида умерла в 1897 году, всего за несколько лет до того, как её дочь взошла на престол. Её хоронили с пышностью, достойной королевы.

Гроб пришлось делать на заказ невероятно широкий. Но за этим гробом шли тысячи простых лондонцев, которые плакали не по «принцессе-шару», а по женщине с самым большим сердцем в Британии.

История Марии Аделаиды доказывает, в игре престолов размер талии не имеет значения. Важен масштаб личности. И если бы не эта жизнерадостная толстушка, которую никто не хотел брать замуж, бы не было ни Виндзоров в их нынешнем виде, ни Елизаветы II.