В начале XX века улицы российских городов стали полем битвы с растущей преступностью. Царских городовых, которых обычно набирали из отставных солдат, полагавшихся на грубую силу и опыт кулачных боёв, этого было уже недостаточно. Требовалась современная система задержания и самообороны. И её создателем стал не кадровый офицер, а легендарный силач и спортивный энтузиаст — Иван Лебедев, известный всей России как «дядя Ваня».
«Профессор атлетики»: цирковой борец и пионер физкультуры
Иван Лебедев был культовой фигурой дореволюционного спорта. Начав с подъёма камней на берегу Финского залива, он стал одним из сильнейших атлетов страны. Будучи студентом Петербургского университета, он добился открытия первой в России кафедры физического воспитания и стал её преподавателем, заработав прозвище «профессор атлетики».
Он был организатором чемпионатов по цирковой борьбе — главного спортивного шоу эпохи — и изобретателем театральных образов для борцов вроде «Чёрной маски». Его журнал «Геркулес» расходился тиражом в 27 тысяч экземпляров. Именно эта всероссийская слава и экспертиза привлекли внимание полицейского начальства.
Руководство «самооборона и арест»: японские приёмы для русских улиц
В 1915 году по распоряжению столичного градоначальника князя Оболенского вышла книга Лебедева «Самооборона и арест». Это было первое в России полноценное полицейское наставление по рукопашному бою, призванное дать альтернативу огнестрельному оружию.
«Настоящее руководство имеет целью дать возможность чину полиции избегнуть кровопролития… он будет менее опасным для жизни… чем действие оружием», — писал Лебедев.
Для иллюстраций «дядя Ваня» лично фотографировался в форме городового. В основе системы лежал синтез:
- 30 приёмов из японского джиу-джитсу (дзюдзюцу) — для болевых контролей и бросков.
- 15 приёмов из французской борьбы — для силового воздействия.
- При этом Лебедев сознательно исключил удары английского бокса, чтобы действия стражей порядка не походили на «избиение».
Приёмы на все случаи: от пьяного дебошира до опасного преступника
Адаптировав приёмы единоборств к нуждам полиции, автор пособия разделил их на те, которые могли быть применены к неопасным и к опасным преступникам.
Лебедев описывал способы противостоять типичным действиям злоумышленников. Например, первая ситуация заключалась в том, что нападающий схватил городового за кисть руки и не выпускает. Лебедев советовал полицейским «обхватить свободной рукой сверху кулак своей схваченной руки и быстро рвануть вверх на себя».
Аркадий Нейланд: что совершил единственный несовершеннолетний преступник, которого казнили в СССР
Если преступник замахнулся на городового кулаком, тот должен был прикрыться левой рукой от удара, а затем схватить правую руку противника. После этого городовому следовало «поднырнуть» под левое плечо нападавшего, взвалить его на себя, а затем «передать дворникам». Конечно, такое могло «пройти» лишь с пьяными людьми.
Одним из способов ареста был известный в борьбе приём «краватт». Он заключался в том, чтобы свалить противника на землю захватом головы. А из арсенала джиу-джитсу Лебедев взял зрелищный бросок через себя. Полицейскому следовало схватить нападающего за отвороты бортов одежды, а затем, упершись в его тело сапогом, упасть вместе с противником, выпрямляя ногу. Преступник буквально перелетал через голову городового и падал на землю.
«Такое перебрасывание через себя особенно пригодно при аресте грузных, тяжёлых людей (не ниже вас ростом), но требует большой тренировки», – отмечал Лебедев.
При этом автор считал, что «слабосильного полицейского» никакие приёмы не спасут, поэтому он советовал стражам порядка заниматься «атлетикой, борьбой, бегом, гимнастикой и прыжками».
Сами же приёмы самообороны требовалось регулярно отрабатывать в парах. Только в этом случае, по словам Лебедева, можно было достичь необходимого хладнокровия и способности выполнять приём «почти механически».
Наследие «дяди Вани»
Инструкция по рукопашному бою изначально не была предназначена для широкой публики. В конце книги приводился список петербургских полицейских, прошедших полный курс самообороны и ареста в 1914 году. Это были трое околоточных надзирателей и 26 городовых, которые получили право быть инструкторами.
Некоторые приёмы джиу-джитсу, отобранные ещё Лебедевым, по сей день можно встретить в наставлениях по физической подготовке российских полицейских.
Впрочем, как человек работавший на царскую полицию, «дядя Ваня» не был допущен к подготовке советских милиционеров. В остальном его судьба в СССР сложилась не худшим образом. Он по-прежнему издавал книги о борьбе и гимнастике. С началом сталинской эпохи Лебедев предпочёл держаться подальше от столиц. Он переехал в Свердловск, где работал тренером в секциях штанги и борьбы спортивного общества «Локомотив». Умер «профессор атлетики» в 1950 году.
Средняя зарплата в СССР: что на неё можно было купить
Настоящая история 9 роты: что произошло на высоте 3234 на самом деле
«Отмыкание поля» и «припекание ребенка»: самые удивительные обряды русских
The post «Система дяди Вани»: как «отец русской атлетики» учил царских городовых рукопашному бою appeared first on Русская семерка.