Вы когда-нибудь видели ночной Кавказ? Когда черная мгла окутывает все вокруг, а месяц тонет в хмурых облаках, изредка показываясь на горизонте и тут же прячась обратно. Зрелище волнующее и необычное. Вообще южные ночи – это что-то по-особенному пьянящее, таинственное и чарующее своей неизвестностью. Беспросветная темень кутает и баюкает, и только горы молчаливо смотрят на тебя свысока и, кажется, что они разбегаются в стороны от света автомобильных фар. И чем дальше вглубь ты едешь по серпантину, тем выше и величественней Кавказ. Через Дарьяльское ущелье в солнечный Тифлис проезжали величайшие поэты и писатели 19 века: от Пушкина до Грибоедова. Вдохновлялись ландшафтом и, возможно, задумывали свои лучшие произведения.
Не будем скромными, что-то подобное и мы рассчитывали ощутить с женой. Проехаться, как г-рится по пушкинским местам, пообщаться с местным людом, покушать хачапури и попить минеральную воду Боржоми. Но грузинский пограничник распорядился иначе и развернул нас назад в Россию. И Кавказ, вместо того чтобы распахнуть перед нами свои ворота, наоборот захлопнул их в предновогоднюю ночь. Не это ли начало сказки?
Мы поймали попутку, ехавшую во Владикавказ из Армении, и поплелись в колоне машин в сторону государственной границы. На улице стоял мороз. Колона почти не двигалась. Радио не работало. И только водитель невзначай нарушил тишину восклицанием:
- Что, Грузия уже не такая гостеприимная? - Крыть было нечем. Домой в Калининград мы уже не успевали и забронировали на неделю гостиницу во Владикавказе.
Средняя цена за ночь в гостинице 4000 руб
- Вино хотите? Я сам делаю из изабеллы. Есть красное и белое, всего 900 рэ за литр. Не ссы я с вами выпью, не отравленное, - предложил нам таксист по пути в гостиницу. Мы отказались, хотя, чего душой кривить, обычно я всегда за.
Утром Владикавказ нас встретил ясной погодой. Мы бодро вышли на улицу и направились в центр города. Прогулочным шагом мы довольно быстро оказались на главном променаде города – проспекте Мира. Уютный бульвар, окутанный трамвайными рельсами, приглашал к исследованию. Проспект представляет собой широкую улицу с домами царской эпохи и сквером Пушкина. Уютные кафе и музеи, административные здания и минималистические памятники, и, конечно же, вид на Столовую гору в процессе всей прогулки, -- все это создает неповторимое буржуазное настроение.
Мой внутренний гедонист кричал от восторга. На мое удивление кафе и рестораны были недорогие и на высоком уровне, интерьеры заведений приятные и стильные, официанты приветливые и отзывчивые. Также, нас впечатлило, что незнакомые люди поздравляли друг друга с Новым годом, горожане искренне смеялись и улыбались, согласитесь – такое уже не везде встретишь. В целом город очень чистый, так как у осетин не принято мусорить на улицах.
Средний чек на двоих в кафе 2500 руб
Местный колорит. Мы не встретили терских казаков или джигитов в национальных костюмах с кинжалами и нагайками, но национальная кухня и язык присутствуют. В городе много вывесок на осетинском языке, а местная кухня заслуживает отдельной похвалы. Осетинский пирог – это традиционное блюдо осетин. В названии пирога есть информация о его начинке, например, фыджын – это пирог с мясом, стоит отметить, что пирог очень острый, для тех у кого слабый желудок, его подают со сметаной. Также выпекают пироги со свеклой, сыром и вишней. Существуют правила, как есть пирог – сначала съедают верхний слой, потом начинку, а в конце пропитанное соком начинки дно. Важно не вращать пирог, осетины верят, что при вращении смешиваются стихии.
Пироги продают на каждом углу, можно найти место по своему достатку от столовой до ресторана
- Я сразу понял, что вы туристы. С Новым годом! – весело нас поприветствовал прохожий. Как он догадался?
На главной площади в начале проспекта Мира была установлена ель, нас удивило, что дерево живое, а не пластиковое как во многих городах России. Местные жители рассказали, что каждый год объявляется конкурс среди лесничеств на лучшую новогоднюю ель и победительницу срезают (такой грустный приз), устанавливают и наряжают. Вообще у владикавказцев свое представление об украшательстве и многие частные дома стоят в паутине гирлянд и, что немаловажно для глаз и настроения, светят теплым желтым светом. Еще нам показалось, что в регионе очень любят белые розы – местные, подтвердите или опровергните, пожалуйста.
Новогодняя ночь была сказочной, тьма окутала Столовую гору и только зарево фейерверков иногда отражалось в ней. На следующий день пошел снег и укутал город в пушистые сугробы. Несмотря на мороз, променад быстро заполнился людьми, а мы сидели в теплом кафе и смотрели в окно. Мимо проходили счастливые люди, слышен был смех и веселые голоса.
Владикавказ влюбил в себя и открыл для нас Северный Кавказ. Он показал нам Северную Осетию – Аланию как очень современный, чистый и хлебосольный регион. К сожалению, в праздники не работали музеи, зато исправно работали рестораны и питейные заведения, но это повод вернуться еще раз. Мы в восторге, спасибо!
П.С. Наша история не единична и в город приехало много горнолыжников, которые томились в ожидании разрешения проезда по Военно-Грузинской дороге. Перевал был закрыт. Шел снег.