Всем привет!
Ранее я писала о братьях из Рыбинска, основавших в Голливуде известную кинокомпанию.
В этой статье речь пойдет тоже о выходе из России, человеке, изменившем Голливуд, получившем «Оскар» за вклад в развитие киноиндустрии и придумавшем слово «макияж». Все это о Максимилиане Абрамовиче Факторовиче, гораздо более известном под именем Макс Фактор.
Максимилиан Факторович родился в сентябре 1872 года в небольшом городе Здуньска-Воля Российской империи (сейчас это территория Польши) в еврейской семье рабочего текстильной фабрики. Всего у четы Факторовичей было десять детей.
Мальчик получил лишь формальное образование и работал с самого детства: в семь лет продавал сладости в театре, в восемь помогал аптекарю, а в девять стал учеником известного мастера по изготовлению париков и косметики.
В 1890 году он ушёл на службу в армию. Прослужив четыре года, Максимилиан переехал поближе к Москве — в Рязань, и открыл там парикмахерскую. В заведении продавали самодельные румяна, кремы, духи и парики.
Все изменилось, когда через Рязань проезжала театральная труппа — артисты направлялись в Москву, чтобы выступать перед императорской семьей. Один из артистов зашёл в лавку Факторовича, и ему настолько понравились работы Макса, что уже через несколько недель Факторовича призвали на службу при дворе.
Бывший лавочник из рязани стал косметологом при дворе Николая II и работал гримёром и костюмером в одном из Императорских театров. Биограф косметолога отмечает, что аристократы щедро одаривали его и хорошо платили за качественную продукцию. Но у медали, как известно, две стороны...
«Я мог получить все, что хотел, стоило только попросить, — вспоминал Макс, — но был словно раб. Единственное, чего я хотел, — это быть свободным». По строгим правилам Макс не имел права покидать дворец без сопровождения: «Каждый раз, когда я выходил, за мной следовало с дюжину людей. У меня не было жизни. Я был всего лишь существом, обязанным делать красивыми других».
Помимо изолированной жизни при царском дворе была еще одна вещь. В начале XX века обстановка в Российской империи становилась все более тревожной для евреев, нарастали волны антисемитизма и погромов. Тогда Факторович решился на смелый шаг — эмиграцию в Соединенные Штаты Америк вслед за братом и дядей. Однако по условиям работы при дворе Максимилиан не мог покинуть страну без специального разрешения.
Чтобы получить его, косметолог пошёл на обман: придал болезненный вид лицу с помощью грима. Хитрость сработала — в 1904 году предпринимателя отпустили в Чехию для восстановления здоровья. Добравшись оттуда до Гамбурга, мужчина вместе с женой и детьми отправился на пароходе в Нью-Йорк.
Таможенный инспектор США записал примера в документах как «Макса Фактора» — с тех пор бизнесмена называли именно так.
В том же году семья переехала к родственникам в Сент-Луис, а в 1906-м Максимилиан открыл там салон. «Люди, в чьих домах не было водопровода, могли помыться в подвале Макса за 25 центов, а наверху побриться и постричься, даже сделать маникюр или процедуру для лица», — говорит биограф гримера.
Позже предприниматель перебрался в Лос-Анджелес, где в 1909 году основал компанию Max Factor & Company и открыл парикмахерский магазин Max Factor's Antiseptic Hair Store.
Кроме косметики и аксессуаров для макияжа фирма производила натуральные парики — именно они привлекли внимание представителей кинобизнеса: в то время на съёмках для накладной шевелюры использовали материалы, непохожие на настоящие волосы.
Также предприниматель решил усовершенствовать грим, качество которого было низким: в то время он выглядел как маска, а со временем высыхал на лице и трескался.
Однажды к предпринимателю пришли два комика, Чарли Чаплин и Бастер Китон, и попросили придумать что-нибудь, чтобы не надо было через каждые несколько дублей смывать грим. Мужчины-комики отличались подвижной мимикой и очень страдали от этого, поскольку пудру разбавляли водой и наносили на лицо, как сырую штукатурку наносят на стену. Макс Фактор придумал замешивать пудру не на воде, а на жирных субстанциях».
Ежедневно Фактор проводил много часов в лаборатории, пытаясь найти решение, и в 1914 году запустил свой первый инновационный косметический продукт – «гибкий» тональный крем Grease Paint Foundation. Крем продавался в тюбике, был более жидким, чем его театральный предшественник, и произвел фурор в зарождавшейся киноиндустрии, поскольку не засыхал и не трескался на коже.
В 1928-м в США заработала первая косметическая фабрика Max Factor.
Бренд первым стал рекламировать свои товары с помощью голливудских актрис. В 1930-х такие всемирно известные киностудии как Paramount Pictures, 20th Century Fox, Metro Goldwyn Mayer, Columbia и Warner Brothers, заключали с Макс Фактор контракт на продвижение продукции фирмы с символическим вознаграждением всего в $1!
Фактор в свою очередь должен был рекламировать актрис и фильмы с ними. Так кинопроизводители экономили на маркетинге, а компания добивалась большей ассоциации своей косметики с Голливудом.
Одной из первых представила косметику Max Factor под своим именем главная звезда того времени Мэри Пикфорд. К ней присоединились Лоретта Янг, Клара Боу, Джин Харлоу и Бетт Девис.
В 1935 году косметолог создал матирующую спрессованную пудру под названием Pan-Cake. Она подходила под технические требования цветного кинематографа и корректировала цвет лица актёров.
В первую неделю после запуска пудры представители одной из студий купили ее на $2000. Позднее Pan-Cake стала самым продаваемым косметическим продуктом.
В 1930-е в США работали уже три фабрики Max Factor по производству косметики, а в Лос-Анджелесе действовала «студия макияжа» — большое шикарное помещение с четырьмя салонами. Появились филиалы за рубежом: в 1935 году — в Англии, а в 1937-м — во Франции.
Студия Max Factor стала Меккой для голливудских звезд. Актрисы обожали Фактора, который относился к ним с отеческой заботой, и каждая кинодива стремилась стать лицом его косметики, чей слоган гласил: «Для звезд и для тебя».
Клиентками Max Factor были Джоан Кроуфорд, Джуди Гарленд, Бетти Грейбл, Рита Хейворт, Марлен Дитрих.
Незадолго до смерти Максу вручили «Оскар» за вклад в развитие киноиндустрии, а после открыли звезду на Аллее Славы Голливуда. В 1938 году Максимилиан Факторович умер, и бизнес перешёл к его сыновьям.
В 1950-х, когда золотой век Голливуда подошёл к концу, бренд перестал сотрудничать с большинством киностудий. Компания потеряла ключевой маркетинговый инструмент и отказалась от слогана «Косметика для звёзд», переключив внимание на обычных женщин.
Несмотря на то что наследники продали компанию крупной корпорации, бренд до сих пор считается одним из самых успешных и востребованных в мире бьюти, а имя Макса Фактора навсегда вписано в историю косметологии и индустрии красоты.
Кстати, с голливудским периодом жизни легендарного косметолога можно познакомиться в Рязани, посетив салон «Аромат времени» — камерный музей истории косметики и парфюмерии на ул.Кольцова, 1. Там нет закрытых витрин, экспонаты можно подержать и понюхать всё, что пахнет.
На этом все. До новых встреч!