Найти в Дзене
Нефть и Капитал

Тяжелая нефть Венесуэлы раздавила Боливарианскую республику

Нефти в Венесуэле много, но она оказалась очень тяжелой в прямом и переносном смысле для Боливарианской республики. 28,5 млн граждан страны остались заложниками этого богатства, которым они так и не смогли воспользоваться. Общеизвестный факт — доказанные запасы нефти Венесуэлы самые большие в мире, а именно 303,2 млрд баррелей или 19,3% от всего мирового объёма. Однако они состоят главным образом из тяжелой и сверхтяжелых залежей в бассейне реки Ориноко. Традиционные нефтяные месторождения в стране уже истощены. Добывать сверхтяжелое сырье (битум) нефть сложно и дорого. Транспортировать тоже — для этого ее нужно смешивать с более легкой нафтой и экспортировать. Стоит отметить, что сложности, которые преследуют нефтяную отрасль Венесуэлы, далеко не только технические. Несмотря на все несметные нефтяные богатства, граждане Венесуэлы ими никогда в полной мере пользоваться не могли. Нефть не помогла от нищеты Напомним, что в свое время Уго Чавес смог провести Боливарианскую революцию на фо

Нефти в Венесуэле много, но она оказалась очень тяжелой в прямом и переносном смысле для Боливарианской республики. 28,5 млн граждан страны остались заложниками этого богатства, которым они так и не смогли воспользоваться.

Общеизвестный факт — доказанные запасы нефти Венесуэлы самые большие в мире, а именно 303,2 млрд баррелей или 19,3% от всего мирового объёма. Однако они состоят главным образом из тяжелой и сверхтяжелых залежей в бассейне реки Ориноко. Традиционные нефтяные месторождения в стране уже истощены. Добывать сверхтяжелое сырье (битум) нефть сложно и дорого. Транспортировать тоже — для этого ее нужно смешивать с более легкой нафтой и экспортировать.

Стоит отметить, что сложности, которые преследуют нефтяную отрасль Венесуэлы, далеко не только технические. Несмотря на все несметные нефтяные богатства, граждане Венесуэлы ими никогда в полной мере пользоваться не могли.

Нефть не помогла от нищеты

Напомним, что в свое время Уго Чавес смог провести Боливарианскую революцию на фоне обнищания населения, которому по национальному телевидению подробно рассказывали о способах употребления в пищу собачьих консервов для борьбы с голодом. Тогда месторождения Венесуэлы разрабатывали американские компании, но в их планы не входило делиться прибылью с венесуэльцами. Именно из-за этого Чавес решил ликвидировать «пагубное распространение капитализма в Латинской Америке», в частности провел национализацию нефтяного сектора страны.

Социальные реформы Чавеса действительно поначалу принесли свои плоды. Так, в 1998 году, когда «настоящий полковник» Уго Чавес пришел к власти, уровень бедности в Венесуэле достигал 55,6%. После реформ Чавеса за 10 лет он снизился до уровня ниже 27%, а безработица упала с 16% до 7,7%. Доступ к образованию повысился на 86%.

Казалось бы, теперь венесуэльцы должны в полной мере воспользоваться всеми благами экспорта черного золота, но у социалистической экономики есть свои недостатки, а именно дефицит и коррупция. Эти два недуга моментально поразили нефтегазовый сектор Венесуэлы. При этом зависимость страны от экспорта нефти при Чавесе и его преемнике Николасе Мадуро сильно возросла.

Дармовой бензин и коррупция

Всем известно, что бензин в Венесуэле стоил дешевле воды, а именно $0,02-0,03 или 2-3 руб. за литр. На первый взгляд здорово, однако итог такой раздачи горючего населению закономерен: в стране с 2018 года начался стабильный дефицит топлива, поскольку горючее начали вывозить контрабандой в Колумбию. Правительству пришлось нормировать его выдачу на АЗС. Таким образом субсидирование внутреннего рынка плодило убытки казны, а деньги за экспорт текли мимо госбюджета. Пострадали и НПЗ, которые остались без инвестиций.

Однако сильнее всего коррупция поразила экспортный сектор венесуэльской нефтяной отрасли, а именно госкомпанию Petróleos de Venezuela, Sociedad Anonima (PDVSA).

Стоит отметить, что этот недуг, фактически, захватил отрасль еще в начале двухтысячных годов. Ревизия 2016 года показала, что с 2004 по 2014 года, когда за нефтянку в правительстве Венесуэлы отвечал Рафаэль Рамирес, у PDVSA пропали $11 млрд США. Руководство компании не смогло объяснить, куда делись эти средства. В 2916 году El Pais обнародовало данные, что в банке Андорры нашли €2 млрд, принадлежащих правительственным функционерам Венесуэлы. И это при том, что в самой Боливарианской республике с 2013 года из магазинов начали пропадать — сахар, масло, туалетная бумага… Знакомая ситуация для всех граждан бывшего СССР.

El Pais утверждает, что с 2007 по 2012 год Рафаэль Рамирес, который тогда занимал должность главы Минэнерго, не скупился арендовать дорогие отели в Париже, арендовать лимузины и вертолеты. Миллионы тратились на дорогие вина, икру, хамон и т. д.

Когда много денег и мало патриотов

Любопытно, что сам Рамирес, который начал руководить министерством еще в 2002 году при Чавесе, после этого скандала фактически не пострадал. Он просто ушел в отставку с поста главы PDVSA, а также представителя Каракаса в ООН, «по собственному желанию» в 2017 году.

На этом коррупционные скандалы в PDVSA не закончились. Еще один эпизод стал доступен широкой общественности в 2024 году. Тогда руководство компании обвинили в контрабанде нефтяного сырья в особо крупных размерах, в данной схеме участвовало порядка восьми танкеров. Обвиняли в коррупции и руководство венесуэльской газовой Pdvsa Gas Colombia, но на более скромную сумму — $100 млн.

В прошлом году в PDVSA также произошла смена руководства, тогда главой компании стал Эктор Обрегон, он сменил на своем посту Педро Теллечеа. Причины этих перемен были чисто политические. Оказалось, что многие сотрудники компании выступали за смену власти в Венесуэле, то есть не одобряли переизбрание Мадуро.