Найти в Дзене

Капитан 3-го ранга Виталий Щербина и лик святителя Николая

Недавно отошел ко Господу Виталий Антонович Щербина, капитан 3-го ранга, выпускник Севастопольского Высшего военно-морского училища. Я познакомился с ним в День Победы на торжественном мероприятии в Московской духовной академии. Виталию Антоновичу было 93 года. Хочется поделиться интересными страницами из его жизни. В самом начале Великой Отечественной войны, будучи подростком, он партизанил, вместе с другими детьми высматривал пути продвижения фашистов и, как мог, пытался препятствовать, причинять вред технике неприятеля. Это было в Днепропетровской области. А когда война закончилась, он, пройдя обучение, стал военно-морским штурманом. Плавал на корабле-тральщике, на котором обезвреживали морские минные поля. Мин плавало везде очень много. Была особая технология, по которой эти мины как-то подрезали, а потом подплывали на шлюпке, причем один моряк держал мину на вытянутых руках, чтобы она не пристала к борту шлюпки и не взорвалась, другой вешал на нее заряд, затем отплывали на какое-т

Недавно отошел ко Господу Виталий Антонович Щербина, капитан 3-го ранга, выпускник Севастопольского Высшего военно-морского училища. Я познакомился с ним в День Победы на торжественном мероприятии в Московской духовной академии. Виталию Антоновичу было 93 года. Хочется поделиться интересными страницами из его жизни.

В самом начале Великой Отечественной войны, будучи подростком, он партизанил, вместе с другими детьми высматривал пути продвижения фашистов и, как мог, пытался препятствовать, причинять вред технике неприятеля. Это было в Днепропетровской области.

А когда война закончилась, он, пройдя обучение, стал военно-морским штурманом. Плавал на корабле-тральщике, на котором обезвреживали морские минные поля. Мин плавало везде очень много. Была особая технология, по которой эти мины как-то подрезали, а потом подплывали на шлюпке, причем один моряк держал мину на вытянутых руках, чтобы она не пристала к борту шлюпки и не взорвалась, другой вешал на нее заряд, затем отплывали на какое-то расстояние и подрывали мину. Саму шлюпку останавливали в так называемой мертвой зоне, чтобы осколки от взорванной мины пролетали над шлюпкой. Вот так, рискуя своей жизнью, обезвреживали мины на море.

Как-то раз втроем ночью поплыли на шлюпке, чтобы расставить буйки, и на расстоянии двух километров от корабля шлюпка бортом зачерпнула воды и стала тонуть. Тогда шлюпку тут же перевернули вверх дном – так она лучше держалась. Один из троих не умел плавать, Виталий Антонович сказал ему: «Не паникуй и держись за корму». Второму дал указание плыть к кораблю и просить помощи, а сам одной рукой держался за нос шлюпки, чтобы тот не скакал над водой, а второй рукой держал прибор для определения навигации – тогда никаких современных систем навигации не было, и терять дорогой прибор не хотелось. Матрос, поплывший к судну, добравшись, стал стучать по борту и кричать, но никто не отвечал. Как потом оказалось, все собрались в трюм смотреть кино про Чапаева. Наконец, кто-то вышел наружу, заметил его, и так направили еще одну шлюпку – никто не погиб.

А однажды по какому-то поручению плавали в Албанию. На обратном пути поднялся ветер. Корабль разворачивали, и во время поворота произошел сильный крен судна. Виталий Антонович находился в штурманской будке наверху, примерно на высоте четвертого этажа. Посмотрел на стрелку прибора, определяющего крен. Судно быстро продолжало клониться, он увидел, как его будка приближается к воде. Прибор показал 43 градуса наклона – критический показатель. В этот момент перед его глазами случилось маленькое чудо – циферблат прибора исчез и вместо него появился лик святителя Николая Чудотворца, судно на мгновение застыло и начало выпрямляться, из крена удалось выйти. На тот момент все они не были особо верующими людьми, в Церковь никто не ходил. Но этот случай запомнился Виталию Антоновичу на всю жизнь. Он понял, что помимо земных стихий и наших человеческих усилий есть нечто высшее, и что на Небесах святые угодники ходатайствуют за нас, а о всех нас проявляет Свою премудрую заботу Бог.

Прошли годы, сын его Александр стал диаконом, а сам Виталий Антонович в последнее время жил недалеко от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, регулярно исповедовался и причащался Святых Христовых Таин. Царствие ему Небесное!

Священник Валерий Духанин