В декабре я, кажется, побила все собственные рекорды, мой читательский багаж стал тяжелее на 12 произведений. Правда, среди них было два рассказа и несколько небольших по объёму книг, но цифра от этого не меняется. Всё равно 12.
Чтобы статья не получилась слишком большой, я разделила декабрьские итоги на две части.
Альбер Камю «Чума»
В городе Оране разражается эпидемия чумы, в результате чего он оказывается изолирован от всего остального мира и переживает свою беду, как может: кто-то из горожан просто ждёт, кто-то пытается бороться, кто-то не теряет времени даром и наживается на безвыходном положении других…
Если не знать, что по задумке автора чума символизирует войну, фашистский плен, то можно прочитать эту книгу просто как интересную историю о чумной эпидемии. Если знать – книга превращается уже в другое, пронзительное, потрясающее до глубины души произведение. Однако, это не всё. У чумы Камю есть ещё одно, третье значение: зло, тьма, таящиеся в людях. И здесь, как бы на следующем, третьем уровне роман становится философским, с весьма интересными вопросами, например, о Боге и святости.
Пожалуй, больше всего меня удивило, что такая глубокая книга написана просто. Не нужно быть каким-нибудь сверхумным человеком или философом, чтобы её понимать. Хотя не исключаю, что, возможно, что-то в этой книге осталось для меня недоступным, и другие читатели увидят в ней больше, чем увидела я.
Иван Бунин «Окаянные дни»
В основу книги легли дневниковые записи И. А. Бунина, сделанные им в непростой исторический период, в 1918 – 1920 годах. Эти записи позволяют не только взглянуть глазами Бунина на революцию и последующие события (а он крайне негативно отнёсся к государственному перевороту, воспринимал его как катастрофу и очень страдал, наблюдая за происходящим), но и лучше узнать, понять его самого, как человека и писателя.
Трагично, тяжело. Ценно.
Алекс Михаэлидес «Безмолвный пациент»
Художница Алисия Беренсон шесть лет назад убила своего мужа, пять раз выстрелив ему в лицо, и с тех пор не проронила ни слова. Правда, попыталась что-то сказать, написав картину и изобразив на ней себя в роли древнегреческой Алкесты, но никто ничего не понял.
Все эти шесть лет она находится в психиатрической клинике, и никому так и не удалось выяснить, что же тогда на самом деле произошло. Доктора опустили руки. Однако есть один неравнодушный к судьбе Алисии человек, который мечтает ей помочь, – психотерапевт Тео Фабер. Он устраивается в клинику, где лечат Алисию, и начинает с ней работать. Чтобы разобраться в причинах её болезни, ему необходимо хорошенько покопаться в её прошлом, что он и делает. Вместе с тем становится известно, что до того трагического случая за Алисией кто-то следил. Уж не этот ли неизвестный преследователь – настоящий убийца? Под подозрение попадают практически все... а развязка оказывается очень неожиданной. Понимаешь, что автор всё это время водил тебя за нос.
Сначала мне было скучновато, потом увлекло. Сюжетный поворот (или разворот) в финале понравился. Однако остался вопрос к мотивации Тео: не поняла, зачем ему всё-таки понадобилось лечить Алисию.
Юрий Виськин, рассказы «Полярник» и «Целительница»
Юрий Виськин – омский прозаик, произведения которого охотно и регулярно публикуют литературные журналы. «Полярник» был опубликован в «Сибирских огнях», «Целительница» – в «Молодой гвардии».
В своём творчестве Юрий Виськин часто обращается к производственной теме, герои его произведений – приземлённые работяги-трудяги, о которых сейчас мало кто пишет. И пишет ли?
Действие «Полярника» как раз разворачивается в арматурном цехе железобетонного завода. Полярник – это прозвище и, как мне кажется, обобщённый, немного гротескный образ любителя рассказывать о себе небылицы. Над такими людьми обычно подсмеиваются, однако автор подводит к неожиданной мысли, что «производственные скоморохи» нужны в рабочем коллективе и неплохо было бы даже ввести для них специальную должность.
Второй рассказ «Целительница» переносит нас в СССР, и он неожиданно… о любви, а ещё о том, как хороший фильм и талантливая актёрская игра могут впечатлить человека и повлиять на его судьбу.
Томас Гарди «Вдали от безумной толпы»
Драматичная история о девушке Батшебе, которая унаследовала ферму от дяди и самостоятельно взялась ею управлять (в 19 веке!), а также о троих её поклонниках: пастухе, соседе-фермере и офицере.
Ожидала от произведения чего-то более серьёзного, название несколько запутало. Очень удивилась, обнаружив под обложкой мелодраму. Но в целом не расстроилась и вполне приятно провела с этой книгой последние декабрьские деньки – прекрасный язык, проработанные персонажи и обстановка, увлекательный сюжет. Достойный образец английской литературы 19 века.
Эдуард Веркин «Сорока на виселице»
Самая трудная книга года. По-моему, это постмодернизм, научная и философская фантастика, вместе взятые, – слишком сложно для меня.
Даже не знаю, как рассказать, о чём произведение. Спасатель Ян случайным образом оказывается выбран в Большое Жюри и летит на планету Реген, где должно решиться будущее синхронной физики. В компании с ним оказывается библиотекарь Мария. Прилетают они на Реген, и там начинает происходить что-то странное, толком непонятное, к чему оно всё и зачем. Сюжет развивается очень медленно. В какой-то момент я устала и решила, что хватит. Но потом вернулась и дослушала.
Понимаю, что сути я не уловила. Местами встречались интересные мысли, однако, целостного восприятия книги у меня не вышло.
Рада за автора, что есть умные читатели, которые способны понять и по достоинству оценить его творчество.
Это были произведения, которые я прочитала и прослушала по собственному выбору. В следующей публикации рассказываю о книгах, доставшихся мне по работе: