Найти в Дзене
Recipe: Musicam

Алиса — «Энергия» (1985)

Когда Константин Кинчев насильно ворвался в ленинградскую рок-тусовку и навязал себя всей стране, он ещё был апологетом модной новой волны и из него пёрла такая молодёжная энергия, что первый альбом группы, в которой он стал петь, так и назвали — «Энергия». И этот альбом стал последним у Алисы, который я могу слушать от начала до конца совсем без стыда за слова песен или за музыку группы. Тогда, в первой половине 80-х, Кинчев со всей своей московской наглостью прибился к чужой группе, выдавил оттуда её основателя и присвоил себе звание лидера и фронтмена. Уже только за это следует его уважать и прислушаться к тому, что он там поёт. А поёт он, собственно, о том, о чём тогда было интересно слушать старшеклассникам и студентам СССР — о единстве перед лицом лицемерного взрослого мира, о модной западной музыке, занимавшей умы, об одиночестве и ненужности, об отсутствии будущего и гнилости настоящего. Короче говоря, пластинка буквально заряжена до предела — кажется, Кинчев сейчас выпрыгнет
Moroz Records
Moroz Records

Когда Константин Кинчев насильно ворвался в ленинградскую рок-тусовку и навязал себя всей стране, он ещё был апологетом модной новой волны и из него пёрла такая молодёжная энергия, что первый альбом группы, в которой он стал петь, так и назвали — «Энергия». И этот альбом стал последним у Алисы, который я могу слушать от начала до конца совсем без стыда за слова песен или за музыку группы.

Тогда, в первой половине 80-х, Кинчев со всей своей московской наглостью прибился к чужой группе, выдавил оттуда её основателя и присвоил себе звание лидера и фронтмена. Уже только за это следует его уважать и прислушаться к тому, что он там поёт. А поёт он, собственно, о том, о чём тогда было интересно слушать старшеклассникам и студентам СССР — о единстве перед лицом лицемерного взрослого мира, о модной западной музыке, занимавшей умы, об одиночестве и ненужности, об отсутствии будущего и гнилости настоящего. Короче говоря, пластинка буквально заряжена до предела — кажется, Кинчев сейчас выпрыгнет из динамика собственной персоной и разнесёт тебе квартиру вдребезги.

Его голос с лихвой компенсирует минималистичность аранжировок, являясь, по сути, самостоятельным музыкальным инструментом. Конечно, во многих песнях чувствуется рука старших товарищей Кинчева по рок-клубу — особенно ярко звучат, например, клавиши Сергея Курехина в треках Экспериментатор и Соковыжиматель. А в записи песни Моё Поколение, ставшей гимном алисоманов на долгие годы, приняло участие множество известных рокеров Ленинграда, в частности, музыканты группы Аквариум.

Вообще, этот альбом навсегда останется эдакой белой вороной в дискографии группы Алиса, уже со следующей пластинки ударившейся в более хард-роковое звучание, но именно этим он и интересен до сих пор. Последние альбомы группы вообще не имеют ничего общего с той эстетикой новой волны, которую продвигал Кинчев в 1985-ом, поэтому лично мне даже неприятно их слушать. Сейчас вообще трудно понять, какую идею несёт слушателям в своих песнях Алиса — то там слышится обида на весь мир, то восхищение сильными мира сего, то плач по потерянной национальной идентичности, короче говоря, полная каша смыслов, да ещё и под старческий хард-н-хэви.

То ли дело — в альбоме «Энергия»! Под него легко танцевать одному в квартире и толпой на улице. Наверняка под эту музыку было клёво отрываться на концертах, но мне об этом узнать уже не суждено. В любом случае, альбом остаётся очень популярным именно благодаря своему электронно-бунтарскому настроению, холодному, но одновременно такому искреннему, плоскому, но наполненному смыслом и словами, в которых каждый раз слышишь что-то новое, даже спустя сорок лет.

Слушать: Яндекс.Музыка, Звук, Кион Музыка, Apple Music, YouTube Music