Найти в Дзене
Шалун неуёмный

«Золушка»: как в конце 40-х создавалась черно-белая киносказка

«Это были по-настоящему сказочные времена. Я буквально купался в огромном человеческом океане. Таких людей я больше никогда не встречал. Каждый — яркая индивидуальность, актёры с большой буквы». Так вспоминал съёмки маленький паж из легендарной «Золушки». Тогда он был совсем ребёнком — тихим, застенчивым, но удивительно любимым всей съёмочной группой. Особенно — Фаиной Раневской. Её появление ощущалось издалека. Стоило Раневской войти на студию — все мгновенно собирались и внутренне напрягались. Все знали: «разнос» может прилететь в любой момент. — Так, — говорила она мальчику. — Ты, конечно, голодный. Иди сюда. Она усаживала его к себе на колени и кормила бутербродами. Причём процесс был коллективный — по мнению Раневской, в кормлении ребёнка должны были участвовать все. — Не кормят же ребёнка! — ворчала она. В гримёрной часто появлялся Эраст Гарин — слегка подшофе, обязательно терял какую-нибудь часть костюма и начинал громко возмущаться. — Эраст, ты совершеннейший хам! Ты видишь — з

«Это были по-настоящему сказочные времена. Я буквально купался в огромном человеческом океане. Таких людей я больше никогда не встречал. Каждый — яркая индивидуальность, актёры с большой буквы».

Так вспоминал съёмки маленький паж из легендарной «Золушки». Тогда он был совсем ребёнком — тихим, застенчивым, но удивительно любимым всей съёмочной группой.

Особенно — Фаиной Раневской.

Её появление ощущалось издалека. Стоило Раневской войти на студию — все мгновенно собирались и внутренне напрягались. Все знали: «разнос» может прилететь в любой момент.

— Так, — говорила она мальчику. — Ты, конечно, голодный. Иди сюда.

Она усаживала его к себе на колени и кормила бутербродами. Причём процесс был коллективный — по мнению Раневской, в кормлении ребёнка должны были участвовать все.

— Не кормят же ребёнка! — ворчала она.

В гримёрной часто появлялся Эраст Гарин — слегка подшофе, обязательно терял какую-нибудь часть костюма и начинал громко возмущаться.

— Эраст, ты совершеннейший хам! Ты видишь — здесь ребёнок! — возмущалась Раневская

…и тут же могла дать ему пощёчину.

Свобода речи, эмоций и жестов была полной — но всё это существовало удивительно доброжелательно, по-семейному.

Мальчик-паж вместе с Золушкой и Принцем в итоге стал настоящей звездой.

А вот самой Фаине Раневской эти съёмки дались невероятно тяжело. Ради роли ей пришлось сильно похудеть и ежедневно переносить сложнейший грим:

нос подтягивали клейкой лентой и лаком,

на скулы накладывали специальные накладки,

под щеками лежали комки ваты.

Играть в таком «обмундировании» было мучительно. Но когда Раневскую уговаривали пожалеть себя, она резко отвечала:

— Для актрисы не существует неудобств, если это нужно для роли.

В апреле 1947 года съёмки были завершены, а уже в мае «Золушка» вышла на экраны страны. Только за первый год фильм посмотрели около 19 миллионов зрителей.

Затем сказка отправилась в триумфальное путешествие по миру:

Финляндия, Австрия, Швеция, Япония…

Даже французская публика была в восторге от того, как в СССР экранизировали их сказку.

Сегодня это, пожалуй, единственный фильм 40-х годов, который регулярно показывают по телевидению — и который по-прежнему очаровывает каждое новое поколение детей.