Найти в Дзене

Ждал "Игру престолов" в Кремле, а получил отчёт бюрократа.

Его сюжет прост: куда бы судьба ни забросила товарища Соломона (в Берлин, Москву, Ревель или Лондон), он везде сталкивался с одним и тем же. Коллеги оказывались некомпетентны, начальники — коррумпированы, а государственные деньги тратились на разгульную жизнь. И только он, Георгий Соломон, один-одинешенек, как каменная стена, стоял за дело, всех учил и все налаживал. В финале, устав бороться с

Книга Георгия Соломона «Среди красных вождей» — классический пример того, как название продает читателю не ту книгу. Обещая близкие ракурсы и секреты ленинской гвардии, мемуары подменяют политическую кухню канцелярскими буднями.

  • О чем на самом деле эта книга?
Перед нами — искренне обиженный отчет советского торгового представителя.

Его сюжет прост: куда бы судьба ни забросила товарища Соломона (в Берлин, Москву, Ревель или Лондон), он везде сталкивался с одним и тем же. Коллеги оказывались некомпетентны, начальники — коррумпированы, а государственные деньги тратились на разгульную жизнь. И только он, Георгий Соломон, один-одинешенек, как каменная стена, стоял за дело, всех учил и все налаживал. В финале, устав бороться с системой, герой уходит и навсегда покидает СССР.

  • Почему это раздражает?
Потому что вместо анализа эпохи мы получаем гипертрофированную жалобу.

Соломон, будучи эсером и «спецом» старой закваски, так и не стал своим для большевистской номенклатуры. Его взгляд — это вечный взгляд со стороны, пропитанный брезгливостью. А добавленное эссе о семье Ленина и вовсе выглядит как попытка нажиться на скандальных деталях уже в эмиграции. «Чтобы было на что жить за границей».

  • Стоит ли читать?
Читается легко, но не как историческое свидетельство, а как сатирический роман о бюрократии.

Если хотите понять не то, как принимались решения наверху, а как они «буксовали» внизу, среди пьянства, воровства и аппаратных склок — тогда да. Это яркая зарисовка о том, почему умный «спец» в итоге хлопнул дверью.

Но на правду в последней инстанции автор не претендует — он слишком зол для этого.