Антикварные местечки мы очень любим, и в посёлок Низовье планировали заскочить уже не первый год. Наконец всё — желания, возможности и повод — сошлись в одной точке. И вот мы здесь.
Но этот рассказ следует начать с Цели. Именно с большой буквы. И Целью моей была красная немецкая мясорубка. Да, вот так необычно. Вряд ли кто-то заподозрит во мне неумное желание лепить дома пельмени с применением строго этой раритетной кухонной утвари. Конечно, нет. Всё куда интереснее и нетривиальнее.
Именно с этой мясорубкой у меня связана многолетняя история, которая в итоге переросла в полноценную жизненную концепцию. Позволю себе сейчас не раскрывать все детали, а лучше выделю для этого дела отдельную заметку. Скажу лишь, что за этой мясорубкой мы с Ксюшей «охотились» без малого четыре года.
И, наконец, нашли. Сей артефакт ждал нас в самом антикварном сердце Калининградской области, в местечке под названием «Старь».
Это музей, склад и магазин в одном лице, расположенный в старинном немецком здании в посёлке Низовье, что вблизи Калининграда.
Хозяин этого места, Иван Афанасьевич Зверев, в кругах коллекционеров личность известная. Накануне мы списались и договорились не только о смотринах мясорубки (аккурат в мой день рождения), но и об экскурсии по музею и даже, к моему огромному удовольствию, на интервью в рамках цикла «15 вопросов жителю Калининграда».
Интересности «Стари» начались прямо с самого здания. Мы приехали чуть заранее, и было время внимательно осмотреться.
Возвращение из небытия
Стены этого дома в Низовье видели многое. Когда-то здесь была аптека, почтовое отделение и кабинет дантиста. После войны, до 1997 года, в здании звенели звонки сельской школы.
А после пришло запустение. Дом оказался никому не нужен. Таких зданий в Калининградской области много, многие из них ветшают без возможности восстановиться, но некоторые находят своих воскресителей.
Этому дому повезло — Иван Афанасьевич вдохнул в руины новую жизнь, и нынче здесь находится один из самых (или самый?) известных антикварных музеев региона, складов техники и старинных вещей.
Попасть сюда можно по предварительной записи. Иван Афанасьевич проводит экскурсии лично. Группы, как правило, небольшие, хотя и бывают исключения. Например, помимо нас с Ксюшей, была лишь ещё одна семья из трёх человек.
Хозяин сокровищницы радушно встретил нас на улице у главного входа. Надо сказать, сам Иван Афанасьевич — мужчина колоритный. В возрасте, за шестьдесят лет, но молодцеватый и энергичный.
Приехал Иван Афанасьевич в Калининград в 1980-м, после института, из посёлка Старь в Брянской области — отсюда и название музея.
За сорок с лишним лет стал человеком-легендой местного антикварного мира: спасает тысячи предметов старины, воссоздаёт историю региона, устраивает на День Победы автопробеги на ретротехнике.
Когда же он начал экскурсию — слушали, не отрываясь. Это был рассказ о здании, о его пути коллекционера, о предметах старины и занятных историях на этом поприще.
Пересказывать смысла нет, лучше побывать самим.
Но скажу, что рассказчик из Ивана Афанасьевича отличный — экскурсия шла около часа, мы прошли два этажа и один подвал, и это время пролетело как мгновение.
Подвал, к слову, отдельная история. Какой там подвал — настоящие катакомбы!
Даже скелеты (к счастью, манекены) в наличии. Как и огромный мангал, который Иван Афанасьевич с друзьями кочегарит на праздники и важные события.
Помимо основной музейно-экскурсионной программы, многие из представленных предметов старины можно приобрести. А вот это уже была одна из целей супруги.
Комната сокровищ
— Это рай, — сказала Ксюша, когда мы вошли в большую комнату, наполненную до краёв самой разной антикварной и винтажной посудой и другими предметами старины. — Но в этом раю так легко потеряться.
Вещей так много, что глаза разбегаются. Очевидно, что здесь дело далеко не пяти и даже не пятнадцати минут. А вроде бы экскурсия только в самом разгаре…
Короче, Ксюшу оставили в помещении одну, а сами пошли дальше по программе.
— Это было лучшее решение, — призналась она потом. — Никто не дышал в спину, никто не торопил. Я ходила одна среди витрин, могла всё рассмотреть, потрогать, переставить.
В этом моменте было что-то удивительно тёплое. Вспомнилась наша летняя поездка в Городец, где гид так же оставил нас в магазине одних, пока проводил экскурсию по фабрике городецкой росписи: «Выбирайте, потом скажете, что взяли».
Это доверие подкупает больше любых скидок.
И вот пока я закрывал гештальт и разыскивал свою красную мясорубку, Ксюша отыскала свои трофеи: винтажную раму, посеребрённую чашу начала XX века, латунный чайник и две чудесные гобеленовые дорожки на стол.
За последние пришлось даже побороться, потому как хозяин не очень хотел их продавать — очень уж классно они подходят для оформления антикварных интерьеров. Но в итоге уступил под напором.
Мясорубка, само собой, тоже оказалась на месте. Та самая, родная, однажды увиденная много лет назад. Alexander Werk «номер пять» красного цвета.
В кульминации нашего визита, уже после экскурсии, когда последний посетитель покинул здание, Иван Афанасьевич пригласил нас наверх, в пока ещё закрытый ресторан, для продолжения беседы, интервью и чаепития.
Там душевно проговорили целый час. И об этом тоже будет отдельный материал.
---
Из Низовья мы уезжали с полным чувством удовлетворения и закрытыми гештальтами. Я — с долгожданной мясорубкой, жена — со своими находками, и оба — с историей хозяина этого места и ощущением, что прикоснулись к чему-то очень доброму. Прекрасное место! 🐾
🏡 Кстати, Ксюша запустила свой телеграм-канал «Дом с душой». Там она показывает другую сторону нашей жизни за городом и в путешествиях — через свой творческий взгляд. Залетайте, там очень уютно.
__________________
Читайте другие заметки калининградского цикла: