18 января 1970 года на предприятии “Красное Сормово” в Горьком, в процессе постройки атомной субмарины случилась авария. Она считается одной из наиболее крупных в Советском союзе. В доперестроечные годы сведения о ней были строго засекречены.
Авария
Было воскресенье. Основная масса людей не работала, но только не на “Красном Сормово”. В большом ангаре строилась субмарина проекта 670, сложнейшее инженерное сооружение.
Считалось, что завод использовался для производства судов для гражданских нужд, но в действительности основная продукция предназначалась для оборонки Союза.
Рабочие торопились: построить лодку надо было в трёхмесячный срок, к юбилею вождя пролетариата. Восемнадцатого числа должны были состояться гидравлические испытания первого контура реактора. Цель - выяснить,сможет ли двигатель работать при определенном давлении.
В помещении трудились 156 работников. На самой лодке - двенадцать человек слесарей. Шесть из них - близко к реактору. Методы испытаний были много раз опробованы ранее, работники - квалифицированные кадры. Ошибка не должна была случиться.
В реакторе - радиоактивное урановое топливо. Ввиду испытаний вместо стержней - металлические заглушки. Никому ещё неизвестно, что во время сборки часть из них не заменили с пластиковых на металлические.
В 9.30 произошло непоправимое. Технологические нарушения привели к тому, что процесс запуска реактора начался раньше и он вскоре набрал обороты. Напор воды выбил пластик и соприкоснулся с урановым стержнями, наступила необратимая реакция. Последовал взрыв. Вода сорвала решетку и часть оболочки реактора пробила потолок.
В воздух ударил столб пара и воды, наполненных радиоактивными частицами. Реактор отключился, но за 15 секунд, за которые не успела сработать защита, находившиеся на лодке слесари получили огромную дозу радиации.
После
Людей эвакуировали и отправили в столичную больницу. Трое, находившиеся наиболее близко к реактору, умерли в течение месяца. За жизнь ещё троих врачи боролись долгие месяцы и победили .Порядка полутора сотен человек получили разные по интенсивности дозы облучения.
Только с помощью тряпок и ведер, а из средств защиты – перчатки и маски, убирали в цеху ликвидаторы атомной аварии на заводе «Красное Сормово». Никто из них, вероятно, не догадывался о истинном масштабе трагедии, в которой они стали невольными участниками. Привычный грохот цеха сменился зловещей тишиной, а обыденная рутина превратилась в смертельно опасную работу. Рабочие, не имея ни опыта, ни надлежащего оборудования, столкнулись с невидимым, но смертоносным врагом – радиацией.
Спустя годы выжившие ликвидаторы вспоминали этот день как кошмарный сон. Многие жалели, что не отказались, но страх перед системой и чувство долга заставляли их идти вперед, навстречу неминуемой опасности. Им обещали льготы и награды, но в итоге большинство из них получили лишь инвалидность и забвение.
Молчание
Власти сразу же попытались скрыть случившееся. Со всех работников, знавших об аварии, взяли подписку о неразглашении. Угрожали не только увольнением, но и тюремными сроками. До наших дней дожили чуть более двух сотен людей, работавших на предприятии в те годы. Многие из них столкнулись с проблемами, вызванными облучением.
Субмарину, ставшую эпицентром трагедии, попытались реанимировать. После дезактивации и сложного ремонта ее вернули в строй спустя несколько лет. Она продолжила службу в составе Северного флота, неся боевое дежурство и участвуя в учениях. Лишь много позже, когда срок эксплуатации подошел к концу, ее утилизировали.
Однако, последствия аварии коснулись не только тех, кто находился в тот роковой день на борту. Радиоактивное облако, вырвавшееся в атмосферу, осело на территории завода и прилегающих районах. Рабочие, участвовавшие в ликвидации последствий, также подверглись облучению. Долгое время территория вокруг завода “Красное Сормово” оставалась зоной повышенного радиационного контроля. Родственники погибших и пострадавших ждали правды и компенсации, но долгие годы были вынуждены хранить молчание.
Лишь с наступлением перестройки, когда завеса секретности начала спадать, информация об аварии стала постепенно просачиваться в прессу. О трагедии заговорили, и правда о событиях 18 января 1970 года начала выходить наружу. Появились публикации, документальные фильмы, свидетельства очевидцев.
Эта авария стала одним из печальных символов эпохи, когда во имя высоких целей и секретности пренебрегали безопасностью людей и умалчивали о страшных последствиях. Она – напоминание о цене, которую пришлось заплатить за гонку вооружений и о важности открытости и правды, особенно когда речь идет о вопросах, связанных с атомной энергией.
Уважаемые читатели! Если вам понравилась публикация, не забудьте, пожалуйста, поставить лайк и подписаться на канал. Это лучшая награда за труд!
Подписывайтесь на мой канал в Телеграм t.me/olga_borisova7474