Найти в Дзене
TravelScience

Молодого поколения в краеведении практически нет... Интервью с Юрием Гунгером

Юрий Владимирович Гунгер – краевед, историк, директор Краснотурьинского краеведческого музея с 2018 года. Однажды он всего лишь увлёкся краеведением, и теперь является одним из самых известных современных исследователей Северного Урала. Автор книги «Турьинские рудники. Исторические очерки» и более 290 статей по истории Урала. В честь него в 2020 году назвали новый минерал – Гунгерит, найденный на Воронцовском золоторудном месторождении. Награждён медалью Н. К. Чупина «За заслуги по изучению Урала». О своей деятельности, о будущих планах, и о жизни музея Юрий Владимирович рассказал в интервью: – Юрий Владимирович, что вас вдохновило стать краеведом и заниматься этой деятельностью? – Первые прочитанные книги. В советское время было много написано неправды об истории нашего края, поэтому я решил разобраться в ней сам, изучить её более глубже. – А какой период истории вас наиболее привлекает? Почему? – Период Гражданской войны. Считаю, что это очень малоисследованный период, со многими бел

Юрий Владимирович Гунгер – краевед, историк, директор Краснотурьинского краеведческого музея с 2018 года.

Однажды он всего лишь увлёкся краеведением, и теперь является одним из самых известных современных исследователей Северного Урала. Автор книги «Турьинские рудники. Исторические очерки» и более 290 статей по истории Урала. В честь него в 2020 году назвали новый минерал – Гунгерит, найденный на Воронцовском золоторудном месторождении. Награждён медалью Н. К. Чупина «За заслуги по изучению Урала».

О своей деятельности, о будущих планах, и о жизни музея Юрий Владимирович рассказал в интервью:

– Юрий Владимирович, что вас вдохновило стать краеведом и заниматься этой деятельностью?

– Первые прочитанные книги. В советское время было много написано неправды об истории нашего края, поэтому я решил разобраться в ней сам, изучить её более глубже.

– А какой период истории вас наиболее привлекает? Почему?

– Период Гражданской войны. Считаю, что это очень малоисследованный период, со многими белыми пятнами, которые ещё предстоит изучить.

– Вы часто ходите в экспедиции. Не могли бы назвать самую интересную и самую сложную, на ваш взгляд?

– Вообще, экспедиции разделяются на две части. Первая – это сходить, найти и обследовать, например, заброшенный рудник. Вторая – аккуратно вытащить и перевезти из него наиболее ценные экспонаты, которые заслуживают размещения в музее. Поэтому, самое интересное место – платиновый прииск «Ободранный лог». Экспедиция туда была многоходовой, многолетней и очень результативной. Оттуда мы доставили большое количество экспонатов для Музея горной машинерии под открытым небом.

– Как вы считаете, в лучшую, или худшую сторону развивается краеведение сегодня?

– Я думаю в худшую. Потому что действующие в данный момент краеведы стареют, выбывают по естественным причинам, а молодого поколения в краеведении практически нет. Они блеснут хорошими краеведческими работами ещё в школе, на детской научно-практической конференции «Походяшинские чтения», например, и потом всё, пропадают, так сказать. И это очень печально, на самом деле.

– Кто из известных уральских краеведов вас вдохновляет?

– Михаил Бессонов. Он историк-архивист, занимается архивами. Открыл много архивных документов, позволивших ему, например, очень полно написать историю края Походяшинского периода. И это действительно вдохновляет.

– Есть ли сложности на посту директора музея?

– Конечно есть. Наше время само по себе – сложность.

– Планируется ли открытие новых постоянных экспозиций в музее?

– У нас постоянно открываются новые экспозиционные зоны. Второй этаж в главном здании музея находится на этапе переоформления. А для этого нужны победы в грантовых конкурсах, что не всегда получается. Поэтому, к сожалению, многие проекты «на паузе», в связи с финансовыми трудностями.

– Насколько я помню, в двух небольших исторических домах по улице Октябрьской планировалось открытие филиалов музея. Как обстоят дела с этим сейчас?

– Проект есть, но он заморожен на время. Те два исторических дома входят в концепцию «Максимовский проспект». Планируем там разместить два музея – в одном музей купеческого быта, в другом – музей-квартиру Евграфа Степановича Фёдорова. Проектная документация у нас частично есть, и мы в теории можем заявиться на большой грант. Поэтому, думаю, вопрос решится в положительную сторону.

– Планируется ли в будущем внедрять в музей новые технологии, в том числе искусственный интеллект?

– Конечно. Новые технологии мы внедряем по мере возможности – и интерактивные киоски, и аудиоинформацию. Что касается искусственного интеллекта – тоже уже используем. Оживляем видеоролики на своих сайтах и страницах в соцсетях. Но всё же, согласитесь, программа, а искусственный интеллект – тоже программа, никогда не заменит научного сотрудника.

– Какие советы дадите начинающим краеведам?

– Заинтересоваться краеведением. Вообще, краеведение – это же не только история края, верно? Это природа, население, хозяйство, культура. Заинтересуйтесь хотя бы одной темой – их сейчас превеликое множество, неисследованных, и развивайтесь.

-2

Юрий Владимирович Гунгер – очень интересный и эрудированный человек. Профессионал своего дела, который всегда знает, что делает. При нём в музее открылось множество новых экспонатов, стартовали интереснейшие проекты, способные привлечь жителей и гостей города к культуре и истории родного края.

Благодарю Юрия Владимировича за интервью, желаю дальнейших успехов в исследовательской и музейной деятельности!