(Статья для тех, кто любит не только смотреть, но и читать).
В Музее Виктории и Альберта хранится ряд вышитых панно, созданных двором Марии Стюарт (1542–1587) во время её длительного заключения у её двоюродной сестры Елизаветы I, включая работы, приписываемые самой Марии. Это чрезвычайно редкие сохранившиеся образцы вышивки, которые, как известно, были выполнены членами королевской семьи, и они предлагают уникальный взгляд на один из самых печально известных эпизодов английской истории.
Немного истории
В 1568 году, через десять лет после восшествия Елизаветы I на английский престол, её кузина Мария, свергнутая католическая королева Шотландии, была вынуждена бежать через границу в Англию, изгнанная силами могущественной протестантской коалиции.
Мария была уверена, что королева Елизавета предложит ей помощь и защиту, но, будучи видной католичкой, она была крайне нежеланной гостьей в новообразованной протестантской стране своей кузины. Мария также давно претендовала на английский престол (благодаря бесспорной кровной связи с сестрой Генриха VIII) и поэтому представляла серьёзную политическую угрозу для бездетной Елизаветы, которую многие католики считали незаконнорожденной.
Чтобы ослабить власть своей кузины, Елизавета издала указ о её заключении под стражу – и Мария оставалась под стражей оставшиеся восемнадцать с половиной лет своей жизни.
После смерти Марии в 1587 году вышитые панно, ныне находящиеся в коллекции Музея Виктории и Альберта, были переданы Энн Дакр, графине Арундел. Они известны как «Оксбургские занавеси», потому что попали в Оксбург-холл в 1761 году, скорее всего, благодаря брачному договору потомка семьи Арундел, Марии Браун, с 4-м баронетом Оксбурга.
Панно были наклеены на зеленый бархат, вероятно, в XVII веке, и некоторые из них впоследствии были переделаны. В своем нынешнем виде они состоят из трех занавесей: «Марианский занавес» , «Шрусберийский занавес» и «Кавендишский занавес» , а также четвертого фрагмента, известного как «Оксбургский ламбрекен» , все из которых находятся в Оксбург-холле на временном хранении. Ещё одно полотно было разделено на отдельные панели, многие из которых находятся в коллекции Музея Виктории и Альберта (некоторые выставлены в Британских галереях), а три теперь входят в Королевскую коллекцию.
Эти замысловатые панно, созданные Марией в этот период и которым уже более 400 лет, демонстрируют, посредством ряда завуалированных символов, стойкую гордость женщины, у которой было мало других способов утвердить контроль над своей жизнью.
Вышивки в коллекции музея были созданы между 1569 и примерно 1585 годами, в течение которых Мэри жила под опекой Джорджа Талбота, шестого графа Шрусбери (богатого протестанта). Мэри перемещали по различным загородным владениям Талбота, и хотя она не содержалась в келье — у нее был большой домашний персонал, хорошо обставленные покои и личный повар — ей не разрешалось выходить на улицу без присмотра.
Эта строго ограниченная жизнь, несомненно, становилась более терпимой благодаря длительным визитам второй жены Талбота, Элизабет — более известной как Бесс из Хардвика, — которая была одновременно и внушительной личностью, и искусной вышивальщицей.
В XVI веке в Англии домашнее рукоделие было популярным занятием для женщин. Состоятельные женщины часто работали вместе, вышивая отдельные полотна, которые затем сшивались вместе, образуя более крупное произведение. Из этих больших отрезов ткани можно было шить занавески или покрывала для кровати, или вешать на стену, как гобелен.
Бесс, Мария и другие женщины из её окружения вышили более 100 полотен. Хотя неизвестно, как они изначально выставлялись, их сохранность свидетельствует о высоком качестве вышивки и значимости их королевской создательницы.
Каждый из сохранившихся гобеленов состоит из центральной прямоугольной «картинной» панели, окруженной меньшими восьмиугольными панелями, украшенными буквами или символами, а также крестообразными панелями с изображениями птиц, животных и рыб.
Вместе вышитые панели представляют собой красочное введение в визуальные образы, к которым Мария имела доступ как аристократка эпохи Тюдоров. Их сюжеты варьируются от повседневных обитателей британской домашней и дикой природы (медоносные пчелы, сокол, крот, собака, грызущая кость) до экзотических (слон, тигр, «обезьяна из Турции», дельфин) и фантастических (дракон, «морской носорог», единорог); на них также изображено множество растений, от одуванчика до пальмы.
Большинство вышитых мотивов были скопированы с гравюр на дереве из «эмблемных книг» (томов, содержащих аллегорические иллюстрации с пояснительными текстами) и книг по ботанике и естественной истории известных авторов, включая Клода Парадена, Конрада Геснера и Пьера Белона.
Они были выполнены в технике счетной вышивки (техника, при которой определенное количество стежков определяется до начала работы вышивальщицей), стежки выполнялись поверх нитей грубого льняного полотна с использованием цветного шелка и золотых, серебряных и позолоченных серебряных нитей.
Мария, Бесс и члены их семьи (включая профессиональных вышивальщиц, упомянутых в бухгалтерских отчетах Марии) использовали только два относительно простых вида стежков: крестик и гобеленовый стежок, создавая практичные и износостойкие изделия.
При жизни Марии эти панно, возможно, сначала служили наволочками или использовались для изготовления небольших занавесей для различных домов Бесс. Мария также часто отправляла вышивки в качестве подарков друзьям и сторонникам, а также королеве Елизавете, с которой она хотела поддерживать отношения.
На панно с изображением Марии бархатец (название происходит от «золота Марии»), поворачивающийся к солнцу, символизирует мужество в невзгодах, а желтая роза, атакованная «гусеницами» («канцерами»), передает всепоглощающее чувство отчаяния.
Центральное панно представляет собой сложную композицию, изображающую виноградную лозу и руку, держащую садовый нож. Оно отсылает к притязаниям Марии на трон, указывая на необходимость отсечь бесплодную ветвь тюдоровского дерева, представленную бездетной и «незаконнорожденной» Елизаветой.
Этот смысл подчеркивается латинским девизом «Virescit Vulnere Virtus» («добродетель расцветает от ран»).
В 1586 году, после многих лет неустанных стремлений вернуть католическую монархию на трон, Мария предстала перед судом за участие в заговоре с целью убийства Елизаветы.
В следующем году она была признана виновной и обезглавлена в замке Фотерингей.
А теперь, тем кто дочитал до конца, хочу порекомендовать очень увлекательную книгу Стефана Цвейга о Марии Стюарт, я ее прочитала с большим интересом, на одном дыхании, узнала много о жизни Марии Шотландской, ее отношениях с Елизаветой Английской.
Ссылка на книгу в электронном виде
https://www.litres.ru/book/stefan-cveyg/mariya-stuart-139350/chitat-onlayn/
Найдите время, почитайте, не пожалеете.
Дорогие друзья, если хотите, чтобы таких статей было больше, вы можете поддержать меня донатом, просто нажмите на поддержать. киньте символические 50 Р - именно такие маленькие донаты позволяют мне продолжать развивать мой канал!