"Любовь сильнее всех открытий, она - открытие души!" - лозунг семьи Верзаковых
Звенит январская вьюга
И слышу я в метели вальс любви, и кружатся снежинки напевая:
Миром правит любовь
Любовь в каждом из нас
В океане из звезд
И среди детских глаз
У супругов Верзаковых, проживающих в Сажино, главной ценностью является любовь, которая соединила семью и педагогику, превратив учительство в явление драгоценное и уникальное, заставляющее два сердца биться в унисон. В январе этого года супруги отмечают золотой юбилей совместной жизни.
В страду "кина" в деревне не бывает
Нина Николаевна Верзакова родилась в 1952 году в д. Дружино - Бардым. Папа, Николай Романович, имея агрономическое образование, трудился в Азигуловском совхозе управляющим, а потом и бригадиром. А мама, Людмила Ивановна, в том же совхозе работала экономистом. Супруги родили двух дочерей и сына. Нина была старшей, поэтому помогала маме в воспитании Светы и Игоря. Мама обшивала всю деревню. Нина проводила рядом с ней и швейной машинкой все вечера, используя разные виды швов на оверлоке. Вручную обметывала края, сшивала детали одежды и декорировала элементы.
А бывало, родители нажарят гороху, сядут вместе с детьми и под общий хруст лакомства рассказывают истории об укладе жизни их предков. Так, например, сохранилось семейное предание о дедушке Романе Никаноровиче, который по возрасту не подходил для отправки на войну (прошел Гражданскую, Финскую), но, все же добившись своего, впоследствии сопровождал на фронт составы с техникой и первую "Катюшу" привез и вручил сыну Ефиму.
Под Новый год все вместе клеили из цветных журнальных страниц кульки для конфет. Мама старалась для всей родни сформировать подарочки. На Тихвинскую (праздник Тихвинской иконы Божьей Матери) в деревню съезжалась вся родня, шли на кладбище, а потом собирались на берегу пруда, варили уху на костре и пели народные песни.
На Троицу с бабушкой Ульяной ездили на лошадке в Симинчи. С ней же облазили все леса, собирая землянику. А было и такое, что находили столько грибов, что не хватало корзин, тогда бабушка снимала нижнюю юбку и мастерила из нее кузовок. Грибы солили в огромной бочке. В бочках квасили и капусту. Нине мыли ноги и запускали ее в кадку, где она усердно топтала хрусткую рубленую мякоть. Ведрами собирали черемуху, сушили и мололи на мельнице. Зимой из такой муки варили кисель. С дедушкой собирали травы. Он формировал букетики из душицы и зверобоя, развешивал их по стенам амбара. А еще смесь трав распределял по холщевым мешочкам. Все деревенские держали огромные стада гусей. Как подмораживало, устраивали "гусиные дни", когда общипывали тушки, а потом отделяли перо и пух, что шел на перины и подушки.
Папа мучился с простуженными ногами - не мог выполнять тяжелую физическую работу. Мама с Ниной сами пилили бревна ручной пилой, кололи дрова, складывали поленницы. Сами управлялись на покосе. Нина возила на папиной (выдали как управляющему) лошади копны. Савраска никого не подпускал к себе кроме боевой девчонки, которая еще и любила на нем гонять верхом.
Бывало, во время уборки хлебов папа заходил в клуб, где молодежь смотрела кино, включал свет в зале и просил помочь. Все вставали, в том числе и Нина, шли на мехток, где плицами лопатили зерно.
Понятно, что папа видел старшую дочь в сфере сельского хозяйства и даже повез ее в Красноуфимский сельхозтехникум, который Нине не понравился даже внешне. Она решительно отказалась от учебы в нем, а окончив десятилетку, сделала попытку поступить на исторический факультет в Уральский университет имени Горького, но не добрала балл. А в 1970 году поступила в Свердловский пединститут на филфак. Здесь она почувствовала свое призвание. Ей легко давались разборы сложных предложений, которыми была исписана вся доска, старославянские тексты и теория литературы. Она любила читать, размышлять, связывать слово с жизнью. Любила работать пионервожатой в лагере "Зеленый мыс", где проходила летняя педагогическая практика. Также активно проявляла себя в работе редколлегии и студсовета, где и столкнулась с Сергеем Верзаковым, учившимся годом младше на биогиофаке.
Детство в таежном поселке, или все начинается с СГПИ
Сергей Иванович Верзаков родился в 1954 году в п. Саргае Красноуфимского округа. Мама, Татьяна Георгиевна работала на хлебопекарне. Папа, Иван Игнатьевич, трудился на лесозаготовках, выполняя обязанности трелевщика, слесаря по ремонту бензопил, электрика. Таежные леса и массивные лесовозы, проезжающие по поселку, стали постоянными спутниками детства. В семье воспитывалось три сына и дочь. В школе Сережа учился без троек. Как- то в конце учебного года за успехи в учении ему подарили большую коробку цветных карандашей. Испытав радость, он решил, что и дальше будет добиваться успеха. Успешно он освоил и резьбу по дереву, посещая кружок, где с удовольствием мастерил шкатулки и различные фанерные фигурки. Сосед увлек фотографией, научив проявлять и закреплять. В семье появилась "Смена- 6", затем "ФЭД -3" и "Зенит". Каждое лето Сережа ездил в загородный лагерь "Межевая", который переименовали в "Чайку" (ему посчастливилось участвовать в голосовании о переименовании). В старших классах Сергею нравились черчение и география. С молодым учителем географии, у которого на груди всегда был значок с буквами "СГПИ"(Свердловский государственный педагогический институт), ходили в увлекательные походы по тайге и скалам. Все это и подвело к выбору профессии.
- В институте мне нравились предметы: физическая география, география материков и океанов, экономическая география зарубежных стран, - рассказывает Сергей Иванович, - здесь мы тоже ходили в походы и даже ездили в альплагерь "Талгар", расположенный на поляне ущелья Средний Талгар, являющейся высшей точкой
Заилийского Алатау. Тут же недалеко располагается самый крупный ледник Северного Тянь-Шаня. Вот здесь я только и понял, что "лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал".
Проводили мы и метеорологические исследования, живя в палатках с флюгерами в лесу. Составляли топографические карты. Ботанику не любил, но пришлось заниматься транспирацией хвойного древостоя. А в области биологии нравилось ловить сачками разных букашек, которых опускали в баночки с эфиром, а потом занимались камеральной обработкой: осмотр, зарисовка, морфологическое описание, детальное изучение и измерение отдельных органов. Нравилась мне и химия. Так получилось, что институт мне подарил и самую большую любовь жизни - мою Нину, с которой мы и вступили в самостоятельную жизнь.
И не сдавать позиций никогда!
2 января 1976 года Верзаковы сыграли свадьбу. В этом же году молодожены уехали в Сажино, где начали преподавать в школе. Нина Николаевна говорит:
- В класс я всегда входила с большой стопкой книг. Ребята разбирали их и прочитывали от корки до корки. А своим "не любителям читать" (находились и такие) дарила аудиозаписи произведений, которые они слушали. Литература - это человековедение. В своих учениках я видела талантливых читателей - вдумчивых, чувствующих, мыслящих. И именно такими они становились. Мои уроки литературы никогда не превращались в занудную теорию или конспектирование параграфа. Всегда мы вскрывали самые глубинные мотивы поступков героев произведений, изучали жизнь через призму души, стремящейся к любви и вере. В моем кабинете наряду с художественной литературой была и Библия - общечеловеческие ценности не существуют отдельно от библейских законов. Тургенев, Пушкин, Есенин, Блок, Рождественский, Асадов - все они говорили о служении. А помните Наташу Ростову, которая посвятила себя любви, служению мужу и детям. А раскрывая тему патриотизма на уроке, я не говорю пустых слов, а плачу читая "Сына артиллериста", или "Судьбу страны" показывая как это "любить Россию до самозабвенья, как совесть, как святое вдохновенье, и не сдавать позиций никогда!"
Нина Николаевна не сдавала своих позиций и будучи 23 года в должности директора Сажинской школы. Особенно трудно было в 90-е годы - нужно платить сотрудникам зарплату, производить ремонт…Она всегда была решительной, требовательной, но горой стоящей за своих учителей. Многие годы в школе осуществлялись образовательно-профессиональная подготовка трактористов и изучение основ овощеводства; действовал военно - спортивный лагерь и реализовывались проекты, благодаря которым школа занимала призовые места в конкурсах различного уровня. Многие выпускники становились гордостью не только школы, но и села. Да и сама Нина Николаевна имеет престижные награды: звание "Отличник народного просвещения", медаль "За трудовую доблесть".
В разговор вступает Сергей Иванович:
- В школе я преподавал биологию, химию, географию. Есть среди моих учеников кандидат химических наук, много медработников. А во время уроков географии, я всегда говорил ученикам: "Вот вы живете. А сможете объяснить, почему идет дождь, появляется радуга? Познавайте природу, окружающий вас мир, ведь вы - частичка этого удивительного мира". Огромное внимание я уделял географическим картам, требуя от учеников умения работать с ними и знания расположения материков, государств, городов, рек, океанов, морей. Я с искренним интересом погружался в предмет, увлекая за собой детей. Все годы я вел классное руководство - у меня семь выпусков. Был я и ночным воспитателем при трудовом лагере, а в Доме пионеров вел фотокружок. Семь лет мне пришлось исполнять обязанности главы Сажинской сельской администрации, которые тоже выпали на трудные перестроечные годы. И все же своим призванием считаю учительство!
Так Верзаковы и прошли вместе свой педагогический путь, любя детей и друг друга. Сейчас их бывшие ученики собираются целыми классами в большом просторном доме, который супруги построили сами. И не только ученики любят этот дом, но и родные дети Елена и Алексей, внуки Никита, Яна и Софья - главное достижение Верзаковых, также при любой возможности, спешащие в родовое гнездо, согретое любовью.
М. Цветаева признавалась: "Я всегда разбивалась вдребезги, и все мои стихи - те самые серебряные сердечные дребезги". Так и Нина Николаевна в своей любви всегда разбивалась в дребезги, раздавая кусочки сердца всем, кого учила, кого любила и кому служила. Сергей Иванович, нежно глядя на жену и улыбаясь, говорит:
- Хоть папе Нины и не удалось выучить ее на агронома, она им стала сама. У нас огород и сад с фруктовыми деревьями и цветами (розы, гортензии, декоративные кусты). Нина выращивает фасоль, пряные травы, не говоря о привычных помидорах и огурцах. У нас 23 сорта картофеля - ей интересно проводить опытные исследования на сохранность, вкус, всхожесть…
А еще я замечаю на стенах множество картин, вышитых хозяйкой. Нина Николаевна добродушно говорит:
- Стараюсь не сдавать позиций и здесь!
Вот такая удивительная пара, которую можно назвать золотым фондом нашего образования и примером супружеской жизни. Ведь прожить вместе 50 лет могут только те, кто имеет особый дар любви.
Татьяна Костырева
2026 г