«Черный квадрат» Казимира Малевича — одно из самых скандальных произведений за всю историю мировой живописи. А можно ли вообще назвать живописью абсолютное ничто? Порассуждаем об этом вместе.
Как появился «Черный квадрат» Казимира Малевича
Первое наитие настигло художника во время работы над декорациями футуристической оперы «Победа над Солнцем». Одна из декораций с изнаночной стороны имела вид черного квадрата. В голове у Малевича что-то щелкнуло, но он не сразу бросился воплощать образ на холсте. Спустя некоторое время художник увидел школьника с ранцем, который шел по заснеженной тропинке. Из-за размеров ранца мальчика почти не было видно, и казалось, будто ранец движется сам по себе. Малевич увидел только черный квадрат, который двигался как живой. В этом явлении художник увидел некий знак, метафизическое открытие.
Казимир Малевич (1879–1935) был, как и многие творческие деятели начала XX века, больше философом, нежели художником. Несмотря на кажущуюся бессмысленность «Черного квадрата», Малевич объяснил, в чем смысл картины, ставшей квинтэссенцией русского авангарда и пределом совершенства для абстракционистов. Об этом рассказываем далее.
Картина или икона?
Казимир Северинович остро чувствовал конъюнктуру и пытался довести до логического завершения развивающиеся тенденции в современном ему искусстве эпохи перемен.
Еще в 1888 году французский художник-новатор Поль Гоген наставлял:
«Не старайтесь копировать природу. Живопись — это абстракция».
Но идеи эти были настолько новы и непонятны, что их автор скончался в бедности и забвении. Настоящей абстракцией занялся другой теоретик искусства Василий Кандинский, именно он задал новый вектор развития живописи и показал, как в действительности можно отойти от фигуративности в искусстве. Малевич шел по его следам, но дошел до тупика, в который Кандинский заходить не планировал. В своей работе «О духовном в искусстве» Василий Васильевич утверждал, что современное искусство должно быть беспредметным, как музыка, и продолжал творить своей кистью незабываемые джазовые импровизации. Однако многим своим работам он давал названия, намекая на наличие сюжета.
И даже без названий у зрителя всегда есть шанс увидеть ассоциативные образы среди вихрей завитков и линий. А Малевич такого шанса не оставил. Он сделал свои картины по-настоящему беспредметными, погрузившись в магию геометрических фигур. Свой стиль художник назвал супрематизмом и теорией подкрепил все то, чего не хватало его работам. А не хватало им многого. Собственно, помимо сочетания разноцветных фигур, на полотнах не было ничего. Полет фантазии ограничивался совмещением прямоугольников с кругами и треугольниками и комбинированием цветов — разумеется чистых, без оттенков и других «развлечений». Лаконично и прямолинейно. Но и от этих фантазий автор вскоре отказался.
Философствования Малевича базировались на обрывках популярных идей, занимающих умы думающей прослойки общества. В его теориях причудливо переплетались отголоски каббалистических представлений о мире, идей буддизма, теософских суждений, упрощенной формы христианства и социалистической пропаганды. Казимир Малевич провозглашал свое стремление к «чистому творчеству», свободному от традиционных представлений об искусстве, следуя актуальным революционным тенденциям. В своих работах художник развивал мысли Бердяева, утверждая, что человек должен творить из себя, а не копировать внешние объекты (природу). Николай Бердяев писал, что Абсолютное Ничто — это первичный хаос, отсутствие всего, «небытие», ставшее источником творения. И человек, обладая даром творчества, является сотворцом Бога.
Малевич утверждал, что «чистое творчество» должно быть свободным от внешних ассоциаций, и черный квадрат для него стал воплощением абсолютной абстракции, «нулем форм». Художник, будучи человеком совершенно нерелигиозным, написал программный текст «Бог не скинут» (1920), в котором в эклектичной манере пытался богословствовать. Малевич пришел к выводу, что Совершенство — это отсутствие всего, то есть полное НИЧТО. А поскольку Бог — это Совершенство, значит Бог — Полное Ничто. По этой логике картина «Черный квадрат» Малевича должна была стать иконой нового времени. И на выставке он оборудовал для нее красный угол. Но вольнодумство интеллигентов начала XX века было столь велико, что никого такое оформление экспоната не шокировало. Все встретили картину с восторгом.
Где «Черный квадрат» Малевича находится сейчас
Тот самый вариант, который висел в красном углу на футуристической выставке «0,10» 1915 года, находится в Третьяковской галерее. После этой картины было три авторских повторения: в 1923 году (Русский музей), в 1929 году (Третьяковская галерея), около 1932 года (Эрмитаж).
В 2015 году на аукционе Sotheby's определили, сколько стоит «Черный квадрат» Малевича, установив сумму 20 000 000 долларов. Но за десять лет об этой картине появились новые сведения. Оказывается, черный квадрат был нанесен поверх другой картины. Кроме того, была обнаружена надпись: «Битва негров ночью». Таким образом Малевич подражает Полу Било, который написал «Битву негров в пещере глубокой ночью» (1882) — черный прямоугольник. Било пошутил, и его остроумие оценили по достоинству.
Узнав о таком «легком» успехе, Малевич понял, что не обязательно уметь рисовать, чтобы снискать славу художника. Так появился квадрат — абсолютное ничто. Первоначально автор даже подписал картину: «Битва негров ночью», а в последний момент придумал, как можно раскрыть смысл картины, избежав обвинений в плагиате.
Несмотря на обилие споров и критики в адрес картины «Черный квадрат» Малевича, нужно признать, что она может быть интересным решением в плане оформления современного минималистичного интерьера.
Репродукцию главной картины русского авангардизма вы можете купить в магазине «Ананас Постер» — для нас важно обеспечивать высокое качество материалов и оборудования, сохраняя при этом демократичные цены.