История Кирилло-Белозерского монастыря началась с землянки на берегу Сиверского озера, а уже через 200 лет он считался одним из богатейших и влиятельнейших на Руси. В него любили приезжать цари, а его стены оберегали духовные и культурные ценности.
И это ещё одна точка на "Императорском маршруте" на Вологодчине.
По преданию, эта древняя обитель была основана по велению Богородицы. Она явилась во сне архимандриту Кириллу, который на тот момент находился в московском Симоновом монастыре и был учеником известного Сергия Радонежского. В видении Божья Матерь повелела монаху идти в Белоозерские земли, а также показала место, где должен был быть основан монастырь.
Прибыв на берег Сиверского озера, Кирилл узнал место, которое видел во сне: это был небольшой холм на берегу водоёма. Здесь Кирилл вырыл пещеру и положил основание монастырю. Вместе с учениками на берегах озера в 1397 году он возвёл деревянную Успенскую церковь, которая и стала первым строением монастыря.
На холме, рядом с землянкой, выкопанной Кириллом, позже была выстроена церковь Иоанна Предтечи, которая стала началом оформления самостоятельного монастыря под названием Малый Горний Ивановский, расположенного по соседству с основным, Успенским. Здесь свой век доживали престарелые монахи.
Настоятель Кирилл Белозерский переписывался с сыновьями князя Дмитрия Донского, в обитель приезжали на паломничество представители правящей династии и знатные вельможи. Ко времени кончины преподобного Кирилла в 1427 году насельников в монастыре уже было 53. Но в первый же год по смерти преподобного из них скончались 30, а оставшимся преподобный часто являлся во сне с поддержкой и наставлением.
Уже при втором игумене Трифоне монастырь получил известность по всей Руси и продолжал быстро разрастаться. Здесь закладывается традиция иконописания, которую начал инок обители преподобный Дионисий Глушицкий, написавший в 1424 году прижизненный образ Кирилла Белозерского а также образ святого Димитрия Прилуцкого, хранившийся затем в Спасо-Прилуцком монастыре.
В Кирилло-Белозерском монастыре жили духовные вожди нестяжателей – преподобный Нил Сорский, инок Вассиан (Патрикеев), летописец и книжник Гурий Тушин, отсюда духовная проповедь нестяжателей звучала по всей Руси. Влияние нестяжателей обусловило то, что с 1482 по 1515 год монастырь не приобретал земельных владений.
Зато здесь создаётся богатейшая монастырская библиотека: в её основу легли 17 рукописных книг принадлежавших основателю монастыря, а главным составителем библиотеки стал старец Евфросин в XV веке. В монастыре трудился и известный духовный писатель и агиограф Пахомий Серб.
Монастырю была оказана всяческая поддержка со стороны Московских князей. На эти средства игумен Трифон возвёл новую деревянную Успенскую церковь, украсив её "иконами и другими красотами". В 1447 году в Кирилло-Белозерский монастырь приехал со своими противниками князь Василий Тёмный. Ослеплённый своими врагами, сосланный в Вологду, он был вынужден дать князю Дмитрию Шемяке крестное целование в том, что не станет искать вновь Московского престола. Игумен Трифон то крестное целование с князя Василия Тёмного снял, и была восстановлена справедливость.
В 1497 году соборная церковь сгорела и на её месте был сооружён первый каменный собор. К середине XVI столетия на территории возвели уже пять храмов в камне.
В 1528 году в Кирилло-Белозерский монастырь приезжал Великий князь Василий III с молодой женой Еленой (Глинской) – вымаливать у Бога и святых угодников Белозерских наследника, которым стал будущий царь Иван IV. В память об этом в монастыре была построена церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи.
В последствии царь Иван Васильевич пожертвовал обители огромную сумму в 28 тысяч рублей. Сюда же царь Иван IV сошлет свою 4-ю жену Анну, именно здесь некоторое время будет держать всю царскую казну. Трижды побывав в Кирилловом монастыре, государь высказал желание постричься в нём в монахи, и перед смертью принял постриг от монаха Кирилло-Белозерского монастыря на подворье в Москве.
В годы опричнины монастырь служил местом ссылки многих известных деятелей того времени, таких как воевода князь Воротынский – герой Казанского похода, митрополит Московский Иоасаф, касимовский царевич Симеон Бекбулатович, ученый монах Сильвестр, бояре Шереметьевы, князья Воротынские и представители многих других знатных боярских семей. Ссыльные бояре делали значительные вклады в монастырь, на эти средства была, в частности, возведена церковь во имя равноапостольного князя Владимира над могилой князя В. И. Воротынского.
После смерти семья царя продолжит чтить семейную обитель. Сын, царь Фёдор Иванович, поставит придел имени жены Ирины, сестры Бориса Годунова. А царь Борис Фёдорович Годунов, сменив его, отправит на постриг врагов своих.
***
Монастырь имел своё подворье в Московском кремле, а также в ряде других русских городов; к нему приписывались захиревшие окрестный обители, такие как Нило-Сорская. В годы расцвета монастырь был богатым землевладельцем, имевшим соляные и рыбные промыслы. Он не раз помогал государству денежными средствами и имуществом.
***
За стенами обители в Смутное время, с молитвами и тревогой за судьбу отечества, следили за сменами лжегосударей на московском престоле, а соседний Горицкий монастырь, находившийся под покровительством Кирилловой обители, принимал под свой кров непосредственных участников происходившей в столице исторической драмы: юного будущего русского царя Михаила Фёдоровича Романова, царевну Ксению Годунову, царицу Марию Нагую.
Несмотря на многие слабые места, крепость позволила монахам в 1612-1614 годах трижды отбить попытки польских интервентов во главе с паном Песоцким и "воровских людей" захватить монастырь. И, хотя обширное монастырское хозяйство было разорено дотла, сама обитель уцелела. Игумен Матвей писал в 1615 году в Москву о страшном разорении монастырского хозяйства:
"...Братия и служки побиты, иные перемучены, и казна монастырская, деньги и лошади, и хлеб, и всякие годовые запасы пойманы, а иные пожжены, и оттого де ныне монастырь оскудел, и братья, и служки, и служебники из монастыря бредут розно, и в монастыре де им в осаде сидети не с кем".
Только к 1630 годам монастырь восстановил своё разрушенное хозяйство, стали возводиться и новые храмы. В 1640-е годы также были построены и каменные корпуса настоятельских и братских келий. В июне 1648 года в стенах Кирилло-Белозерского монастыря укрывался от московского восстания боярин Борис Иванович Морозов – воспитатель и родственник царя Алексея Михайловича.
Царь писал тогда монахам:
"Если убережете, я вас пожалую так, чего от зачала света такой милости не видели".
За спасение Морозова настоятели монастыря получили сан архимандрита, а обитель – средства на возведение новых крепостных стен: царь пожертвовал 45 000 рублей, а ещё 5 000 дал и сам боярин Морозов. Сооружение стен началось в 1654 году.
Это было, пожалуй, самое масштабное строительство в середине XVII века. За 30 лет обитель превратилась в неприступную крепость: с трёх сторон были возведены мощные стены с массивными башнями.
"Новый город" окружает монастырь. По всей длине крепостные стены состоят из трёх ярусов – нижнего закрытого и двух верхних, обращённых внутрь монастыря открытыми арочными галереями.
Длина стен новой крепости составляет 732 метра, высота – почти 11 метров, толщина – 7 метров. Крепость включает в себя 6 башен – 4 угловые и 2 воротные. На её сооружение было израсходовано огромное количество строительных материалов и сил монастырских крестьян. Однако благодаря постройке Нового города Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из самых крупных монастырей в Европе и самой мощной крепостью на Русском Севере.
Рядом с монастырём появилась слобода, в которой жили те, кто работал или служил в нём. В 1776 году она получила статус города Кириллова.
В 1676-1681 годах в монастыре принимали ещё одного знатного и дорогого сердцу царя "постояльца". Здесь жил под строгим надзором низложенный патриарх Никон.
Упадок обители начался в первой половине XVIII века. Она перестала быть ключевым оборонительным сооружением, из неё вывезли оружие и боеприпасы.
Закат "Северной Лавры" начался со второй половины XVIII века, после мероприятий правительства Екатерины II по секуляризации монастырских владений в 1764 году. Монастырь в одночасье стал беден, и его многочисленные здания, для поддержания которых не хватало средств, начали приходить в упадок. Чтобы спасти старую обитель от запустения, в ней начали сдавать в аренду помещения под склады и магазины.
В XIX веке в обители провели небольшой ремонт. Но этого явно было недостаточно. И в начале ХХ века иеромонах Антоний (А.А. Александров) предпринял отчаянную попытку спасти хоть что-то из драгоценного монастырского имущества. В 1906-1908 годах он попытался создать при монастыре музей. Но его начинание не нашло поддержки у властей монастыря. А вот на другое они согласились: 1350 наиболее ценных рукописей, хранившихся в библиотеке монастыря, были переданы в библиотеку Санкт-Петербургской духовной академии.
Реставрировать отдельные монастырские постройки планировалось в начале XX века, но помешала начавшаяся Первая мировая война. А потом и революция, после которой монастырь просто закрыли. Последний настоятель обители, архимандрит Анастасий, был расстрелян большевиками.
В 1924 году на территории обители организовали музей-заповедник, что помогло сохранить его ансамбль. И реставрация началась, и древние памятники архитектуры удалось спасти от разрушения. Первое время Кирилловский музей был филиалом (отделом) Череповецкого окружного губернского музея. В 1926 году он был передан в ведение Главнауки Наркомпроса и стал самостоятельным музеем. За Окружным музеем сохранились лишь функции методического контроля и оказания практической помощи в становлении молодого собрата. В этот период на территории Кирилло-Белозерского монастыря, кроме музея, размещались детский дом, квартиры, хранилища зерна, соли, дров, сена.
В 1930-е годы неоднократно проводились изъятия уже из фондов музея изделий из серебра, церковных тканей, икон. Вывозились иконы, гравюры для пополнения коллекций других музеев, главным образом столичных. В 1933 году была вывезена в Ленинград и значительная часть архива монастыря. Всего инспектор Ленинградского областного архивного управления Б.М. Соснов "вывез 53 ящика архивных рукописных материалов" общим весом 4551 кг.
В августе 1932 года были списаны иконы из иконостаса Введенской церкви и часть другого имущества Кирилло-Белозерского, Ферапонтова, Горицкого монастырей. К счастью, сотрудники Кирилловского музея не спешили выполнить многие указания, что позволило сохранить ряд ценных памятников до наших дней.
В дни Великой Отечественной войны музей не закрывался. Хотя количество сотрудников в нем резко сократилось. Некоторые из них так и не вернулись с полей сражений. Осенью 1941 года, музей взял на себя заботу об экспонатах эвакуированных из Новгорода. В 1942 году при приближении линии фронта к границам Вологодской области музей стал готовиться к частичной эвакуации.
Ещё в декабре 1941 года пришлось свернуть постоянную экспозицию музея, так как на её месте, в обширной трапезной палате, разместили мастерскую по ремонту самолётных двигателей. Ряд зданий музея заняли воинские части.
Ремонтно-реставрационные работы возобновились в музее в 1943 году. Посетившая в тот же год Кириллов правительственная комиссия по учёту и охране памятников выработала рекомендации по улучшению охраны памятников в военное время.
Первые послевоенные годы были наиболее трудными во всей истории музея. Штат 1946 года предусматривал лишь директора и трёх сторожей, причём один из них шёл по Ферапонтову. В 1948 году начались работы по восстановлению отделов истории и природы. Новые экспозиции строились медленно, так как не хватало опытных музейщиков, и почти не велась собирательская работа. Кроме того директора и научных сотрудников музея постоянно отрывали для участия в пропагандистских мероприятиях. https://kirmuseum.org/ru/muzey
В 1953 году в Кириллов приехала группа архитекторов Центральных научно-реставрационных мастерских при Академии архитектуры СССР, которая наметила первоочередные задачи по спасению памятников, находящихся в аварийном состоянии, и заложила основы научно-исследовательских и реставрационных работ. В 1957 году был создан Кирилловский реставрационный участок Вологодской научно-реставрационной производственной мастерской, силами которого началось последовательное выведение памятников Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей из аварийного состояния. Долгое время руководил этим процессом московский архитектор Сергей Сергеевич Подъяпольский.
Позитивные изменения в жизни музея были закреплены Решением Совета Министров РСФСР 1968 года о повышении статуса музея и создании Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Правительственным решением, помимо памятников Кирилло-Белозерского монастыря, за музеем закреплялись архитектурные ансамбли Ферапонтова и Горицкого монастырей с целью из изучения, охраны и контроля за ходом реставрационных работ. В том же документе предусматривалось проведение большого комплекса работ на памятниках и вокруг них: создание охранных зон, мероприятия по благоустройству города Кириллова, прокладке асфальтированных дорог, приведению в порядок береговой полосы Сиверского озера, вывод баз и складов с территорий, примыкающих к музею.
Кириллов монастырь снова стал визитной карточкой Вологодской области. Правительство Вологодской области даже оказало музею необходимую материальную и моральную поддержку: в 1993 году была разработана Программа подготовки и празднования 600-летних юбилеев Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. В ходе реализации этой Программы были выполнены многие проекты по реставрации и музеефикации памятников, была реализована обширная выставочная и издательская программа.
Указом Президента РФ от 2 апреля 1997 Кирилло-Белозерский музей – заповедник был включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Повышение статуса музея привело к качественному улучшению бюджетного финансирования музея, повысило его престиж, позволило лучше решать вопросы развития материально-технической базы музея, активнее развивать все направления музейной работы.
***
В том же 1997 году часть Кирилло-Белозерского монастыря в Вологодской области вернули православной церкви. Древняя обитель снова стала действующей, на её территории продолжаются восстановительные работы. 29 декабря 1998 года Малый Иоанновский монастырь тоже был наконец передан Церкви.
Среди множества икон, находившихся в монастыре, наибольшим почитанием пользовались иконы Богоматери – в разных храмах монастыря их насчитывалось 88. Одной из главных святынь монастыря была чудотворная икона Богоматерь Одигитрия, принесенная преподобным Кириллом Белозерским в 1397 году. Она написана московским мастером ещё до эпохи Андрея Рублева и ранее находилась в Симоновом монастыре. Другой чтимой иконой была храмовая икона Успения Богоматери, которая, вероятно, была написана преподобным Андреем Рублёвым, и икона святого Кирилла Белозерского, написанная преподобным Дионисием Глушицким.
В храме преподобного Кирилла Белозерского под спудом почивают мощи преподобного. На месте первого поселения преподобного поставлены каменные палатки, в которых сохранены копия первой деревянной кельи святого Кирилла и, по преданию, тот самый крест, водруженный иноками при поселении. Недалеко от монастыря, на горе Мауре, где преподобный Кирилл узнал место для поселения, указанное в видении Богородицей, сооружена деревянная часовня и поставлен поклонный крест.
История возникновения и развития Кирилло-Белозерского музея-заповедника во многих отношениях типична и может служить иллюстрацией превращения культовых ансамблей и отдельных сооружений в музеи...
Но дух монастыря жив несмотря ни на какие события прошлого века. Заходя в его ворота понимаешь, что ты пришёл не в музей. Это святыня русской земли!
***
Тихонько льётся песня колоколов над заснувшим зимой озером. Кажется это не в Кирилловом монастыре звонят, а поёт лёд Сиверского озера. Дон, дон, дон, дон... Скоро начнёт просыпаться Северная Фиваида. Кирилло-Белозерский монастырь жив...
И снова: дон, донннн... Слышит ли звон колоколов Кирилловой обители Ферапонтов монастырь? Кто же знает...
***
А я прощаюсь до следующей точки "Императорского маршрута"... Поехали дальше?
Спасибо тем, кто дочитал до конца! Лайки помогают развитию канала! И не пропустите новые Истории, ведь продолжение следует!