:::::::::::
Побоище в тумане
Сражения у Монастырища и Халкидона.
13 октября 1922 года началось последнее наступление Белой Армии в ходе Гражданской войны, исход которого оказался неблагоприятным для белых и подвёл итог под пятилетним противостоянием большевиков и русских патриотов.
Это последнее наступление, спланированное лично
генералом М.К. Дитерихсом, вылилось в двухдневное встречное сражение у Халкидона и Монастырища, в ходе которого Земская Рать Дитерихса понесла невосполнимые потери.
Накануне наступления красные, продвигаясь к Владивостоку, заняли села Халкидон и Монастырище. Дитерихс решил нанести большевицкой группировке, занимавшей эти сёла, поражение путём сочетания лобового удара и флангового охвата.
В 15:40 по местному времени 12 октября 1922 года в части Земской Рати, "вне всякой очереди", был спущен приказ, в котором Михаил Константинович излагал подробный план наступления. Предполагалось силами Поволжской группы генерала Молчанова, потерпевшей поражение в Спасске и понесшей тяжёлые потери, но всё ещё сохранившей боеспособность, нанести удар вдоль железной дороги на Монастырище, при этом Дальневосточная казачья группа генерала Глебова поступала в оперативное подчинение Молчанову для увеличения его сил. Одновременно генералу Смолину во главе Сибирской группы предписывалось наступать "на Халкидон или южнее по обстоятельствам", следя за поддержанием бесперебойной связи с частями генерала Молчанова. Смолину предписывалось также, оставив часть сил в районе Вадимовка - Лучки, использовать их для ударов в тыл противнику. Наконец, генералу Бородину с Сибирской Казачьей группой предписывалось, продолжая удерживать Ивановку, возможно большую часть своих сил выделить для наступления через Ображеевку в направлении на Монастырище. Специально подчёркивалось: "Активность и решительность до предела!"
План был хорош. Вот только Дитерихсу ничего не было известно о планах красных. А большевицкое командование планировало своё наступление, сочетавшее фронтальный удар с обходом левого фланга белых. Подобные замыслы с обеих сторон (при том, что белые дрались с отчаянием обречённых, а красные рвались скорее кончить войну убедительной победой) с необходимостью должны были вылиться в ожесточённое встречное сражение. Так и случилось.
С утра 13 октября 1922 года землю застилал густой туман. В этом тумане белые войска решительно поднялись в атаку и неожиданно напоролись на наступающих красных. Первый удар приняла на себя Дальневосточная Казачья группа генерала Глебова. Обе стороны понесли тяжёлые потери, группа Глебова лишилась командира Пластунской дружины полковника В. Буйвида, в прошлом - верного соратника атамана Г.М. Семёнова. Но и у красных из 240 бойцов, атаковавших Глебова, в живых осталось только 67. По итогу этого боя глебовцы попятились, красные попытались обойти их с фланга, но заметившие их бойцы Ижевско-Воткинской бригады во главе с А. Ефимовым открыли по ним огонь и заставили отойти.
Ефимов опасался, что отступление Глебова откроет большевикам дорогу к расположение его артиллерии, но, огонь Ижевцев и Воткинцев решил исход дела, манёвр красных не удался.
Вечером белые смогли несколько продвинуться вперёд. Отряд Ястребцова (состоявший преимущественно из Анненковцев) занял при поддержке бронепоезда Манзовку. Тем не менее, туман оказался на руку красным: большевики не видели, какими силами белые перешли в наступление, не замечали флангового обхода - а потому красные части, встретив противника, сражались упорно. Белые же, теряя в тумане соседей, тоже не видели общей картины, и потому каждая часть инстинктивно боялась "зарваться", оторваться от своих, подставить фланги. Связные также блуждали в тумане, подолгу не имея возможности разыскать те части, в которые их отправили.
Поскольку день 13 октября не принёс ни одной из стороне решительного успеха, Дитерихс решил на следующий день повторить атаку.
С утра 14 октября туман рассеялся.
Но время для успешного наступления белых было упущено: за ночь красные успели подтянуть к Халкидону и Монастырищу резервы.
В результате их первоначальные силы увеличились вдвое, белым же брать резервы было просто неоткуда.
В таких условиях наступать было заведомым самоубийством. Части покатились назад. Даже героическая Ижевско-Воткинская бригада под давлением превосходящих сил противника начала отступление.
В Сибирской группе генерала Смолина очевидец вспоминал, что большевики поднялись в атаку тремя стрелковыми цепями, за которыми виднелись колонны изготовившихся к атаке войск до самого Халкидона.
Избежать разгрома Смолину помогло только то, что у его солдат всё же имелся какой-то запас патронов. Под прикрытием сначала - огня стрелков, а затем - одного (!!!) пулемёта белым удалось организованно отойти от Халкидона.
При этом Омская пешая дружина полковника Мельникова подверглась атаке красной кавалерии численностью до 800 человек. Из 600 пехотинцев Мельникова спастись от истребления удалось только 240 челокекам, оба орудия, находившиеся в распоряжении дружины, пришлось бросить.
К вечеру Дитерихсу стало окончательно ясно, что сражение проиграно и дальнейшие попытки наступления приведут только к разгрому Земской Рати. Этого необходимо было избежать - пока у него оставались войска, оставалась и надежда на продолжение сопротивления.
Дитерихс принял тяжёлое, но в тех условиях единственно возможное решение - выйти из боя и, оторвавшись от красных, организовать скорейшую эвакуацию армии за границу.
Земская рать была окончательно разбита войсками Дальневосточной республики.
19 октября части Народно-революционной армии подошли к Владивостоку, в котором находилось до 20 тысяч японских военнослужащих.
20 октября 1922 года Дитерихс и около 7 тысяч его солдат и членов их семей эвакуировались на японских транспортах.
24 октября японское командование заключило соглашение с правительством ДВР о выводе своих войск с Дальнего Востока.
В четыре часа дня 25 октября 1922 года части Народно-революционной армии Дальневосточной республики под командованием Иеронима Уборевича вошли во Владивосток.
В ноябре того же года Дальневосточная республика прекратила своё существование, войдя в состав РСФСР.
Так закончилась Гражданская война в России.