Найти в Дзене
Что-то на дальневосточном

«Меняем уголь на ноутбуки»: экономист о сырьевой модели Дальнего Востока

Кандидат экономических наук Максим Кривелевич считает, что в обозримой перспективе Дальний Восток не уйдет от сырьевой модели экономики. По его мнению, сложившийся за последние годы тренд не свидетельствует о кардинальном переломе – регион продолжает использовать свое ключевое конкурентное преимущество: «Дальний Восток никогда не был в этом плане однороден. Есть Сахалинская область, где экспорт всегда будет в десятки раз больше импорта, есть Приморский край, где импорт не то что в последние 5 лет, а исторически всегда был больше, чем экспорт. Дальний Восток никогда не уйдет от экспорта сырья, потому что у него конкурентное преимущество. Там, где жарко, будут собирать ананасы и торговать ананасами. Там, где есть природный газ, будут его добывать и продавать туда, где его нет. Нет какой-то экономической базы под сменой доли различных видов сырья. Другое дело, что «умные» страны торгуют возобновляемым сырьем. Например, зерно – товар полностью сырьевой, и если правильно обрабатывать почву,
Регион продолжает использовать свое ключевое конкурентное преимущество.  Фото: Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Регион продолжает использовать свое ключевое конкурентное преимущество. Фото: Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Кандидат экономических наук Максим Кривелевич считает, что в обозримой перспективе Дальний Восток не уйдет от сырьевой модели экономики. По его мнению, сложившийся за последние годы тренд не свидетельствует о кардинальном переломе – регион продолжает использовать свое ключевое конкурентное преимущество:

«Дальний Восток никогда не был в этом плане однороден. Есть Сахалинская область, где экспорт всегда будет в десятки раз больше импорта, есть Приморский край, где импорт не то что в последние 5 лет, а исторически всегда был больше, чем экспорт. Дальний Восток никогда не уйдет от экспорта сырья, потому что у него конкурентное преимущество.

Там, где жарко, будут собирать ананасы и торговать ананасами. Там, где есть природный газ, будут его добывать и продавать туда, где его нет. Нет какой-то экономической базы под сменой доли различных видов сырья.

Другое дело, что «умные» страны торгуют возобновляемым сырьем. Например, зерно – товар полностью сырьевой, и если правильно обрабатывать почву, то его можно производить примерно вечно. То же самое – рыба, которую при правильной добыче, соблюдении отраслевых норм, стандартов и квот тоже можно добывать плюс-минус вечно.

Поэтому не надо подходить к сырью исключительно в плане нефти или газа. Сырье может быть разным, и все оно в Азии востребовано. За него платят той валютой, на которую мы покупаем то, что у нас не растет или не производится. Грубо говоря, меняем уголь на ноутбуки и сотовые телефоны».

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева