В три часа ночи 13 июня 1665 года предрассветная тишина над Северным морем вблизи английского городка Лоустофт взорвалась оглушительной орудийной канонадой. Английские и голландские корабли потонули в клубах серого дыма, сквозь который рвались огненные всплески, извергающие тяжелые, пронзительно свистящие ядра. 109 английских кораблей и 103 голландских корабля вступили в жестокий бой.
Так началось Лоустофтсткое сражение второй Англо-Голландской войны (1665-1667), вошедшее в историю как первое морское сражение, которое вели корабли в линейном строю.
Английским флотом в этом бою командовал верховный лорд-адмирал Англии Джеймс Стюарт, герцог Йоркский, родной брат короля Карла I и будущий король Иаков II.
Джеймс Стюарт стал верховным адмиралом Англии в раннем детстве. Разумеется, никто не требовал от него выполнения адмиральских обязанностей в столь юном возрасте. Это было своего рода почетное звание члена королевской семьи, которое могли получить родственники короля весьма далекие от моря и не блиставшие талантом флотоводцев. К счастью, молодой герцог вполне оправдал оказанную ему честь. В его лице английские военно-морские силы получили достойного командира, чьи реформы и руководство способствовали созданию флота, захватившего господство в море почти на три века.
В сражении при Лоустофте линейное построение кораблей было выбрано англичанами не случайно. Они имели два важных преимущества, которых не было у голландцев - усовершенствованная дальнобойная артиллерия и строгая дисциплина, подчиненная безоговорочному выполнению приказов командующего.
Первое преимущество давало англичанами возможность нанести голландцам сокрушительный урон в дальнем бою. А что касается второго преимущества, то здесь губительным для голландцев становилось не смертоносное оружие, а человеческое честолюбие.
Голландская флотилия состояла из эскадр, которые формировались разными провинциями и носили названия мест своего формирования - Амстердамская эскадра, Зеландская эскадра и т.д. Каждой из эскадр командовали назначенные в этих провинциях адмиралы. Общее количество адмиралов, вице-адмиралов и контр-адмиралов составляло 21 флагман. Целая эскадра адмиралов! Таким образом голландская флотилия являла собой по сути объединение вполне самостоятельных военных формирований под весьма условным командованием адмирала Якоба ван Вассенара, барона Обдама. Условным, потому что авторитет Обдама был невысок: яркие морские победы за ним не числились, и каждый из адмиралов считал себя более достойным возглавить объединенный флот. Единственный, кто пользовался тогда у голландцев авторитетом, был адмирал де Рюйтер, но в то время он находился вдали от Голландии и не смог прибыть в Европу к началу сражения.
Герцог Йоркский, не страдавший от отсутствия толковых идей, планируя предстоящее сражение со своими адмиралами, несомненно учел, что любой неожиданный маневр английского флота вызовет в рядах голландцев растерянность и путаницу, а тугодумный Обдам вряд ли сможет оперативно отреагировать на действия врага.
Расчет оказался верным.
В 3 часа ночи тремя колоннами англичане выдвинулись навстречу голландскому флоту. Приблизившись, они перестроились в длинную линию, которая, если судить по донесениям, растянулась почти на 15 километров. Учитывая, что одному кораблю со среднем размером и выносом такелажа нужен примерно кабельтов (185,2 м) для маневра, это расстояние кажется вполне реальным.
Голландцы замешкались, увидев перестроение англичан, но все же сумели провести ответное перестроение. Но главный сюрприз их ждал еще впереди.
Совершив проход линией, нанеся противнику существенный урон плотным огнем, англичане производят маневр, который впоследствии не всегда могли четко повторить даже малочисленные эскадры с наличием радиосвязи: "Все вдруг" - поворот всех кораблей флотилии на другой галс.
Этот маневр стал для голландцев полной неожиданностью. Увидев, что англичане легли на параллельный курс и , находясь на ветре, могут контролировать ближний бой и абордаж, некоторые голландские капитаны также попытались сменить галс, другие, особенно рекрутированные из торгового флота, крутились на месте, не зная, какую позицию занять, третьи остались на своем галсе, ожидая указания от флагмана. Но адмирал Обдам не смог принять лучшего решения, как самому выйти из линии, потеряв полный контроль над флотом.
Голландские эскадры безуспешно пытались восстановить разрушенный строй и занять оборону против англичан, однако те уже полностью захватили инициативу, и ближние бои завязались по всей линии.
Вышедший из строя флагман Обдама "Эндрахт" сблизился с " Ройял Чарльзом" - флагманом герцога Йоркского, находящегося в центре кор-де-баталии - Красной эскадры англичан.
Подчиненные герцога упрашивали его не вступать в бой, опасаясь за его жизнь, так как герцог был единственным наследником короны, и сам Карл I возражал против его участия в этом сражении. Но, в пример нынешним "руководящим" особам, герцог не внял увещеваниям своих офицеров и придворных и вступил в бой с кораблем Обдама.
Началась знаменитая дуэль флагманов. Весь бой герцог простоял на шканцах под огнем противника и чудом избежал смерти. Были убиты офицеры, стоявшие всего в ярде (91 см) от него. Сам Джеймс был ранен в руку, но не покинул палубу до тех пор, пока взрыв крюйт-камеры, куда проник пожар от артиллерийского обстрела "Ройл Чарльзом", не уничтожил "Эндрахт".
Гибель Обдама внесла полную неразбериху в ряды голландцев. Сразу несколько адмиральских кораблей подняли вымпел флагмана флотилии. Не зная, кому подчиняться, измотанные организованным огнем англичан, голландские корабли один за другим выходили из боя. К вечеру сражение закончилось.
Герцог Йоркский отдал приказ преследовать голландцев, чтобы завершить разгром их флота, а сам, измученный раной и боем, отправился в каюту отдохнуть. Когда через несколько часов он проснулся и вышел на палубу, то увидел, что корабль медленно движется по волнам, едва цепляя слабый ветер зарифленными парусами. Позади его эскадры таким же медленным ходом двигалась Белая эскадра под командованием адмирала принца Руперта. Только Синяя эскадра адмирала Монтегю ушла вперед, преследуя голландцев.
Позвав флаг-капитана, герцог потребовал объяснений. Капитан доложил, что приказ убавить ход был передан камердинером герцога, якобы от его имени. Камердинер в свою очередь оправдал свои действия желанием оградить герцога от нового боя, чтобы не рисковать жизнью наследника престола.
Герцог пришел в негодование, но изменить ничего уже не смог. Возможность полностью уничтожить голландский флот была упущена.
В этом сражении англичане уничтожили четырнадцать голландских кораблей и захватили восемнадцать, потеряв всего два своих корабля.
Так закончилось одно из знаменитых сражений в истории военного парусного флота.
Еще о парусном флоте на моем канале:
В романе есть описание Лоустофтского сражения