Российский рынок акций завершил год на позитивной ноте — в районе 2800 пунктов по индексу Мосбиржи. Сулит ли 2026-й головокружительное ралли или участникам рынка лучше подстелить соломки и приготовиться фиксировать убытки — в материале Прайм.
На низком старте
Строго говоря, далеко не весь минувший год индекс балансировал в районе 2700-2800. С января — рост, в феврале — больше 3000. Затем чередовались волны спада и роста, а на минимумах октября порой было и 2500 пунктов. Однако вопреки негативным ожиданиям обвала не случилось, а рынок ушел в узкий коридор 2750-2800, с чем и завершил 2025 год.
Сейчас наиболее вероятный сценарий — не резкий взлет и не обвальное падение, а движение в режиме умеренной волатильности вокруг траектории денежно-кредитной политики, считает основатель финтех-платформы SharesPro Денис Астафьев.
Дальнейшее зависит от скорости и глубины снижения ключевой ставки. "По мере этого часть средств будет постепенно перетекать из депозитов и инструментов денежного рынка в акции и облигации. На фоне замедления инфляции рынок уже живет ожиданиями разворота к более мягким условиям", —отмечает эксперт.
Среди влияющих на рынок факторов специалисты называют динамику инфляции, бюджетную политику, налоговую нагрузку, курс рубля и экспортные доходы.
Деньги хлынут на рынок
Но главное – приток инвестиций. Если ключевая ставка, как ожидается, опустится до 13-14% (а некоторые аналитики смело ставят и на 12%), деньги хлынут на рынок. Ведущие игроки в этом не сомневаются. "Сбер" ожидает пополнения брокерских счетов клиентов более чем на триллион рублей.
Из-за уменьшения процентов по банковским депозитам многие сочтут, что безрисковый доход исчерпал себя, и обратятся к биржевым активам. Поэтому объем торгов сохранится на текущих рекордных уровнях или близко к этому. Рост котировок могут сдерживать возможное усиление фискального давления и конкуренция за ликвидность со стороны первичных размещений.
Сегодня российский рынок сильно недооценен. Поэтому даже без увеличения прибылей компаний возможна переоценка на 20-25%. А с учетом дивидендов, которые в среднем дают девять-десять процентов годовых, совокупная доходность может быть еще выше. Крупнейшие инвесткомпании закладывают индекс Мосбиржи к концу 2026-го в 3000-3500 пунктов, указывает основатель "Школы практического инвестирования" Федор Сидоров.
Со щитом и на щите
Наилучшие перспективы в сложившейся ситуации у облигаций: прежде всего ОФЗ и качественных корпоративных выпусков. Они уже выигрывают на снижении ставки.
В акциях потенциал роста сохраняется у компаний с устойчивым денежным потоком, предсказуемой дивидендной политикой и умеренной долговой нагрузкой, а также у экспортеров, чувствительных к курсу рубля.
"Наиболее устойчиво выглядят те, кто ориентирован на внутренний спрос: IT-сектор, телекомы, финансы, ретейл. Они меньше зависят от внешней конъюнктуры и смогут переложить возможное повышение НДС на потребителей", — считает Федор Сидоров.
А вот нефтегазовый сектор находится под давлением: цены на Brent за год снизились на 14%, до 62-64 долларов. Металлурги тоже в зоне риска — многие уже сократили или приостановили дивиденды.
Об угрозе рецессии в ряде секторов предупреждает и аналитик "Цифра брокер" Иван Ефанов.
"Мы отдаем предпочтение компаниям, которые в текущих непростых условиях способны показывать рост прибыли. С учетом низких цен на нефть, дефицита бюджета и, как нам кажется, израсходованного потенциала новых налогов девальвация рубля весьма вероятна, так что полезно иметь в портфеле квазивалютные облигации", — советует он.
Снижение ставок и усиление инфляционных ожиданий, как правило, позитивны для золота — актива, традиционно рассматриваемого как защита от обесценивания денег. Драгметалл дорожает в период любых шоков, поэтому держать в нем часть инвестпортфеля будет нелишним.
Риски и шансы
Главный фактор — геополитика. Игроки рынка надеются на достижение компромисса по главным мировым конфликтам, но не могут не закладывать и риски обострения.
Если смотреть более детально, "черных лебедей" может подкинуть тарифная кампания США, которая уже толкает вверх цены на металлы. Велика вероятность ужесточения санкций, а также неопределенность с нефтью из России и Венесуэлы. Все это не спрогнозировать.
"С точки зрения макроэкономики ключевое значение имеет политика ФРС США — особенно с учетом истечения срока полномочий Джерома Пауэлла в середине 2026-го. Кто его сменит, какой курс выберет регулятор — неясно. Стоит упомянуть меры стимулирования экономики Китая как крупнейшего импортера многих видов сырья", —говорит портфельный управляющий УК "Альфа-Капитал" Дмитрий Скрябин.
- Для рынка нефти основными рисками остаются возможное замедление роста ВВП КНР, потенциальный развал ОПЕК+, а также недооценка перспектив увеличения добычи нефти в США, в том числе вне сланцевого сегмента.
- Для рынка газа — замедление мировой экономики, возврат к более широкому использованию угля в качестве топлива, прежде всего в США, а также геополитическая деэскалация с возобновлением поставок российского трубопроводного газа в Европу.
- Для меди и серебра — отказ США от ввозных пошлин.
- Для никеля — переизбыток предложения, прежде всего за счет расширения производства в Индонезии.
- Для золота — завершение цикла снижения ставок ФРС, а также возможная пауза в покупках центробанками, в том числе из-за высоких цен, переориентации на другие классы активов.
При этом эксперты отмечают, что потенциал падения на негативных новостях уже во многом исчерпан. А вот вероятность ощутимого роста при нормализации обстановки действительно высока. Так что 2026-й может стать годом возможностей для тех, кто готов к средне- и долгосрочным инвестициям, особенно во второй его половине, когда эффект от снижения ставки проявится в полной мере.
Еще больше новостей в телеграм-канале ПРАЙМ >>