Найти в Дзене
Что-то на дальневосточном

Политолог Алена Август – об итогах года на Дальнем Востоке: «Рассчитывать на новые привилегии не стоит»

Выборы, новые нацпроекты и стратегия развития, повышение пошлин и даже митинги – все это было на Дальнем Востоке в 2025 году. Политолог Алена Август оценила прошедший год и сказала, чего дальневосточникам ожидать в новом 2026 году. В этом году в двух регионах – Еврейской автономной области и на Камчатке – прошли губернаторские выборы. На ваш взгляд, они прошли стандартно и ожидаемо или там проявились некие новые тенденции? — Губернаторские выборы в ЕАО и на Камчатке прошли достаточно спокойно. Проявление новых тенденций было вполне ожидаемым – это большая открытость, искренность в общении с людьми и честность в обсуждении действительно важных тем. Думаю, этот опыт пригодится на выборах в Государственную думу и в законодательные собрания в 2026 году, которых будет очень много, а также на губернаторских выборах – их сейчас запланировано не менее десяти. Посмотрим, как изменится эта цифра в дальнейшем. В 2025 году экономические ресурсы страны в целом сократились, инфляция росла, а ключева
Эксперт сказала, чего ждать регионам ДФО в 2026 году.  Фото: Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский
Эксперт сказала, чего ждать регионам ДФО в 2026 году. Фото: Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский

Выборы, новые нацпроекты и стратегия развития, повышение пошлин и даже митинги – все это было на Дальнем Востоке в 2025 году. Политолог Алена Август оценила прошедший год и сказала, чего дальневосточникам ожидать в новом 2026 году.

В этом году в двух регионах – Еврейской автономной области и на Камчатке – прошли губернаторские выборы. На ваш взгляд, они прошли стандартно и ожидаемо или там проявились некие новые тенденции?

— Губернаторские выборы в ЕАО и на Камчатке прошли достаточно спокойно. Проявление новых тенденций было вполне ожидаемым – это большая открытость, искренность в общении с людьми и честность в обсуждении действительно важных тем. Думаю, этот опыт пригодится на выборах в Государственную думу и в законодательные собрания в 2026 году, которых будет очень много, а также на губернаторских выборах – их сейчас запланировано не менее десяти. Посмотрим, как изменится эта цифра в дальнейшем.

В 2025 году экономические ресурсы страны в целом сократились, инфляция росла, а ключевая ставка была на высоком уровне. Как это отразилось на регионах ДФО? И как работали команды губернаторов в это непростое время?

— Действительно, инфляция нас не радует. Ключевая ставка снижается, но это не так быстро отражается на уровне экономического развития регионов – не волшебным образом. Регионы ДФО каждый по-своему стараются в этой ситуации выруливать: сохранять как минимум стабильность, как максимум – делать шаги в направлении развития.

Это не только привлечение инвесторов, о котором мы говорим уже давно, не только поиск внутренних ресурсов для сохранения и развития предприятий, но еще и работа по привлечению кадров. Это самый больной вопрос в наше время. В этом плане хорошо работают программы переезда на Дальний Восток, привлечения креативных и мотивированных кадров. Думаю, эта работа принесет свои плоды.

Вопрос о сохранении привилегий для дальневосточников: здесь всегда делали исключение – и для ипотеки, и для инвесторов, и для автовладельцев. Как вы думаете, в ближайшем будущем эти привилегии для ДФО останутся или экономическая ситуация более не позволяет так активно помогать Дальнему Востоку?

— Что касается особых привилегий дальневосточников, мы понимаем, что это не самый простой регион для жизни в силу климата и отдаленности от центра. Но рассчитывать на какое-то массивное расширение привилегий, наверное, не стоит, потому что страна находится в непростой ситуации, как и весь мир, собственно.

Но не думаю, что какие-то привилегии сократят, учитывая, что 2026 год – это серьезный выборный год, а люди крайне остро реагируют на то, к чему они привыкли, если этого вдруг решат их лишить.

Если говорить о привилегиях, жители ДФО до последнего надеялись на то, что для них сделают очередное исключение по размерам ставки утильсбора. Этого не произошло, были даже попытки митинговать. Почему, как вы думаете, на этот раз исключения не сделали? И как повышение сборов отразится на настроениях местных жителей?

Утильсбор, мне кажется, стал неисключением для Дальнего Востока, потому что это действительно ситуация, которая касается всей страны. Делать исключение для кого-то – значит дать возможность другим регионам нарастить протест в этом плане. Зачем это нужно? Это не нужно никому.

Поэтому повышение сборов неизбежно, и по всей стране оно явно встретит какое-то неприятие. Но не думаю, что оно дойдет до массовых акций и каких-то эксцессов. Люди привыкают ко всему, особенно россияне. У нас функция устойчивости достаточно высоко развита.

Давайте поговорим о том, что может произойти в будущем году. Могут ли произойти кадровые перестановки в губернаторском корпусе или в полпредстве?

— Что может произойти в будущем году, не знают, думаю, даже люди, принимающие решения о переназначении губернаторов, – о том, кто покидает свой пост, кто остается на нем. Поэтому оставим этот вопрос будущему.

По поводу полпредства – не думаю, что будут какие-то перестановки. Это одно из полпредств, которое работает крайне эффективно, причем в направлении как экономических стратегий, так и политических. В частности, огромную работу ведут в плане развития патриотизма и даже выработки особой модели воспитания патриотизма по всей возрастной линейке.

Правительство России разрабатывает новую стратегию развития Дальнего Востока до 2036 года. Как вы считаете, какие принципиально новые вводные там должны появиться?

— Новая стратегия развития Дальнего Востока, думаю, будет основана на том, как мы работаем с азиатскими регионами, как корректируем экономические, культурные и прочие связи с близлежащими странами. Именно это даст толчок к новому экономическому росту и, конечно же, к росту позитивных социальных настроений.

Это не принципиально новые вводные, потому что не может быть никакого волшебного решения, которое решит все и разом. Это развитие той стратегии, которую уже реализует государство.

Прочитать о новой стратегии развития Дальнего Востока до 2030–2036 годов можно по ссылке.

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский