Музыка — это жизненная сила кинематографа. Если анализировать её с технической точки зрения, она играет ключевую роль в создании атмосферы, передаче напряжения и нежности, определении характера различных персонажей и управлении эмоциями зрителя. Это один из самых мощных и важных инструментов повествования, доступных режиссёру. Если выразиться более поэтично, это чудо фантастических приключений, пульсирующее сердцебиение экшена, надвигающийся ужас хоррора и нежные романтические чувства. По сути, музыка — это подтекст магии кино.
Величайшие саундтреки к фильмам последних 100 лет великолепно иллюстрируют этот тезис, создавая музыку, которая не только определяла зрелищность и атмосферу фильмов, к которым они относятся, но и стала культовыми саундтреками как в кинематографическом выражении, так и в поп-культуре. От характерного звучания спагетти-вестернов до мощных звуков блокбастеров, великолепия старого Голливуда и даже звукового ландшафта далекой-далекой галактики — эти саундтреки являются величайшими и наиболее значимыми за последнее столетие кинематографа.
10. «Унесённые ветром» (1939) — Музыка Макса Штайнера.
За свою славную историю кинематограф был полон музыкальных маэстро. Одним из первых, величайших и наиболее влиятельных является Макс Штайнер, написавший музыку более чем к 300 фильмам за свою многолетнюю карьеру и получивший три премии «Оскар» из невероятных 24 номинаций. Поэтому трудно выбрать его лучшую работу, но то, как его прекрасная музыка дополняет величие и масштаб культовой классики «Унесённые ветром», невозможно игнорировать.
Музыка Штайнера, ставшая знаковой вехой в истории старого Голливуда, отличается богатыми романтическими мелодиями и множеством лейтмотивов, придающих глубину и индивидуальность различным персонажам и локациям. Тонкие изменения отражают их характеры, борьбу и эволюцию, сохраняя при этом атмосферу эпического величия. В «Унесённых ветром» Штайнер также впервые применил точную синхронизацию между фильмом и музыкой, позволив своим мощным мелодиям дополнять визуальный ряд с серьёзностью и точностью, что произвело революцию в том, как саундтреки могут способствовать развитию сюжета, темы и зрелищности в кино.
9. «Психо» (1960) — композитор Бернард Херрманн.
Музыка всегда была важным элементом повествования, ещё со времён немого кино, но в первые десятилетия существования этого вида искусства немногие фильмы были готовы по-настоящему экспериментировать со всем спектром возможностей саундтрека, особенно в более напряжённых жанрах. Фильм «Психо» 1960 года произвёл революцию в этом подходе, а пронзительное, визжащее использование струнного оркестра Бернардом Херрманном определило психологически пронзительный ужас фильма и ужасающую интенсивность его самых жестоких сцен.
Ни одна сцена не демонстрирует блеск музыки Херрманна так ярко, как знаменитая сцена в душе, где убийство Мэрион Крейн (Джанет Ли) сопровождается мастерским монтажом и самой ужасающей музыкальной композицией, когда-либо звучавшей в кино. Это не просто музыка; это маниакальное и угрожающее манипулирование психикой зрителя, создающее атмосферу эмоционального диссонанса, напряжения и пугающей враждебности, которая многократно воспроизводилась в последующие десятилетия, но так и не была превзойдена.
8. «Индиана Джонс и искатели утраченного ковчега» (1981) — Музыка Джона Уильямса.
Хотя есть несколько примечательных совместных работ, которые могли бы составить достойную конкуренцию, бесспорно, что Стивен Спилберг и Джон Уильямс представляют собой величайший дуэт режиссера и композитора в истории кинематографа. Начиная с фильма «Шугарлендский экспресс» 1974 года, дуэт работал вместе более 30 раз на протяжении десятилетий, каждый внося свой вклад в определение величия киномагии и пленительного очарования блокбастеров. «Индиана Джонс и искатели утраченного ковчега» — одна из их лучших и самых завораживающих совместных работ, где веселый приключенческий боевик Спилберга подкреплен одной из самых многослойных и запоминающихся музыкальных композиций в истории Голливуда.
Героическая бравада «Марша искателей утраченного ковчега» — возможно, более известного как тема Индианы Джонса — является определяющим моментом, но нежность романтической «Темы Мэрион», зловещая мистика «Темы ковчега» и даже грубая, низкочастотная угроза злодейских тем подчеркивают захватывающее великолепие творения Уильямса. Музыка так же культова, как кнут, фетровая шляпа и кожаная куртка Индианы Джонса, точно и убедительно дополняя каждый эмоциональный момент фильма.
7. «Крёстный отец» (1972) — Музыка Нино Рота.
Как и во многих величайших саундтреках всех времен, мастерство Нино Роты в «Крестном отце» заключается в умении вовремя дополнить музыку сцены, а когда сделать ее определяющей. Когда его попурри играют вспомогательную роль, они добавляют богатства, глубины и точных эмоциональных нюансов, усиливая драматизм и сложность фильма гармоничной красотой и безупречной интеграцией. Однако когда Рота отвечает за музыкальное сопровождение целой сцены, результат поистине незабываем, будь то многократное использование «Вальса из «Крестного отца»» или нарастающее напряжение и ужас в сцене крещения.
Музыка Роты также безупречно сочетает семейные ценности и американскую криминальную тематику, включая в свои завораживающие мелодии аутентичные итальянские народные инструменты, чтобы вызвать ассоциации с традиционализмом и ностальгией, а также с трагедией, коррупцией и реальным злом. Интересно, что Фрэнсису Форду Копполе пришлось бороться с руководителями студии Paramount, чтобы сохранить музыку Роты для фильма, считая её аутентичность, эмоциональную глубину и итальянскую атмосферу крайне важными. Преданность Копполы музыке Роты привела к созданию шедевра киномузыки, поистине культового саундтрека, который даже спустя более чем 50 лет после выхода фильма остаётся одной из самых известных и прославленных композиций, несмотря на то, что его не включили в список номинантов на премию «Оскар».
6 «Новый кинотеатр «Парадизо» (1988) – композитор Эннио Морриконе
Ностальгический, эмоционально насыщенный и невероятно красивый, «Синема Парадизо» представляет собой захватывающую историю о кино и дружбе, в основе которой лежит завораживающая музыка Эннио Морриконе. Она с обжигающей страстью передает чудо детства, трогательность и силу горько-сладкой романтики, используя струнные, фортепиано и саксофоны. В результате получилась музыка поразительной простоты и многослойности, саундтрек, который с всеобъемлющим величием передает суть жизни, любви и страсти, оставаясь при этом глубоко личным.
Музыка Морриконе выходит за рамки простого фона или эмоционального индикатора; она служит движущей силой сюжета, передавая красоту и боль взросления, с божественной силой и мастерством охватывая как авантюрное очарование и невинность юности, так и пульсирующую ностальгию взрослой жизни. Кульминационная сцена, подкрепленная прекрасной «Любовной темой» Морриконе, — это величайшая ода раннему кинематографу. Это любящее, нежное, слезливое и захватывающее крещендо, определяющее эмоциональное великолепие «Синема Парадизо» и завораживающую чистоту любви и кино в его идеализированном лучшем проявлении.
5. «Интерстеллар» (2014) — Музыка Ханса Циммера.
В контексте кинематографа XXI века нет композитора столь же культового и почитаемого, как Ханс Циммер. Этот плодовитый композитор создал великолепные саундтреки к таким фильмам, как «Гладиатор», «Начало», франшизе «Пираты Карибского моря» и даже к недавним фильмам «Дюна», получив две премии «Оскар» из 12 номинаций. Хотя трудно выбрать только один фильм, который выделяется как его лучшая работа, невозможно обойти стороной «Интерстеллар» как его шедевр, что является замечательным достижением, учитывая, что, по сообщениям, режиссер сэр Кристофер Нолан дал Циммеру в качестве основы для его музыки всего лишь одностраничную притчу об отношениях отца и дочери.
Вдохновленный этим, Циммер создал саундтрек, поражающий своим масштабом и глубокой нежностью, с такими определяющими композициями, как неумолимо напряженная «Нет времени на осторожность», эмоционально опустошающая «Останься», меланхоличная «День первый» и даже полная надежды «Куда мы направляемся». Масштабный по своему содержанию, но прекрасно сосредоточенный на решимости и хрупкости родительской любви, саундтрек к «Интерстеллару» воплощает в себе мощь и созерцательную нежность научно-фантастического повествования в его лучшем, грандиозном проявлении.
4. «Парк Юрского периода» (1993) — Музыка Джона Уильямса.
Еще одно выдающееся произведение, созданное в результате сотрудничества Уильямса и Спилберга, — саундтрек к «Парку Юрского периода», один из самых завораживающих в истории. Знаменитая «Тема из Парка Юрского периода» — тому достаточное доказательство: величественная и парящая мелодия с духовыми инструментами и хором, вызывающая чувство восхищения и удивления, прекрасная композиция, воспевающая величие и грацию динозавров. Хотя это и является определяющим триумфом саундтрека, Уильямс также создал несколько других хитов, которые блестяще дополняют меняющуюся атмосферу фильма.
От ощущения надвигающейся опасности и ужаса, заложенного в четырехнотном мотиве хищника, до зловещего напряжения мотива «Охота» и даже до парящей славы «Островной фанфары», которая передает атмосферу приключений, зрелищности и заразительного веселья, определяющих очарование фильма, «Парк Юрского периода» — это идеально сыгранный шедевр блокбастерного кино. Достаточно взглянуть на культовую сцену, где гости становятся свидетелями появления брахиозавра, гордое приветствие Джона Хаммонда (Ричард Аттенборо) и величие музыки и визуальных эффектов, чтобы понять, какое влияние оказала музыка Уильямса на один из важнейших фильмов в истории Голливуда.
3. «Хороший, плохой и злой» (1966) — Музыка Эннио Морриконе.
Главная тема Эннио Морриконе из классического спагетти-вестерна «Хороший, плохой и злой», возможно, является самым культовым произведением в истории кинематографа и известна во всем мире, даже тем, кто никогда не видел ни одной сцены из фильма. Имитируя вой койота, а затем переходя в попурри, отличающееся уникальным и энергичным сочетанием традиционных оркестровых инструментов, гитар, свиста, хора и даже окарины, главная тема идеально передает хаос, приключения и яркую атмосферу фильма.
Однако музыка Морриконе простирается далеко за пределы этой одной культовой композиции: «Экстаз золота» — головокружительная тема жадности, амбиций и нарастающего напряжения, а «Трио» служит музыкальным фоном для кульминационной конфронтации и играет ключевую роль в том, чтобы сделать эту сцену одной из величайших в истории кино. Музыка к фильму «Хороший, плохой и злой» воплощает в себе жесткую интенсивность и богатый стиль спагетти-вестернов, являясь самой любимой и определяющей работой Морриконе, а также одним из величайших и самых выдающихся саундтреков, когда-либо созданных для этого жанра.
2. Оригинальная трилогия «Звёздных войн» — музыка Джона Уильямса.
С самых первых мгновений франшизы, когда главная тема «Звездных войн» звучит в вступительных титрах «Звездных войн: Эпизод IV — Новая надежда», музыка Джона Уильямса стала культовой. Удивительно, сколько разных композиций из саундтрека к «Звездным войнам» стали общеизвестными, будь то властная угроза «Имперского марша», изящная нежность любовного мотива «Через звезды» или чудесное, мифическое очарование «Двоичного заката» — все они стали определяющими гимнами научно-фантастической саги в целом.
Гениальность музыки Уильямса заключается не только в незабываемом величии композиций, но и в том, как каждая из них самобытна — определяя характер, эмоцию или тему — и при этом органично вписывается в атмосферу фантастического чуда и захватывающего великолепия, которые создает весь саундтрек. Вдохновленный романтической оперой XIX века и оркестровыми традициями, и одновременно обращаясь к ослепительному миру «Звездных войн», Джон Уильямс создал величайшую и самую культовую музыку в истории кинематографа.
1. Трилогия «Властелин колец» (2001-2003) — Музыка Говарда Шора.
Кажется нелогичным, что кинотрилогия может содержать такое разнообразие мелодий и лейтмотивов и при этом породить так много культовых и незабываемых композиций. Логично предположить, что такое обширное собрание мелодий должно привести к тому, что некоторые — если не все — мелодии будут перемешаны, или лишь немногие выделятся на фоне остальных. Однако то, чего добился Говард Шор в «Властелине колец», просто поразительно: он разработал более 80 различных тем, отражающих все мыслимые эмоции, от утешения и радости до всепоглощающего ужаса, захватывающих приключений и даже сокрушительной душевной боли. Шир, Рохан, Мордор, Гондор, Братство и эльфы — все они обладают незабываемыми лейтмотивами, и это даже не включает такие композиции, как «Мост Кхазад-дум» или «Зажигание маяков», а также песни вроде «На Запад» и «Край ночи».
Музыкальное сопровождение, созданное Шором, столь же впечатляюще и внушает благоговение, как и его воздействие. Он не только погрузился в фантастический мир Дж. Р. Р. Толкина — даже включив в музыку языки Средиземья — но и искусно сочетал различные уникальные инструменты, нарушая традиционные представления о гармоничном киномузыкальном сопровождении и создавая мощные, гармоничные композиции, которые надолго остаются в памяти зрителей благодаря своей значимости для сюжета, персонажей и обстановки, а также благодаря своей мелодичной красоте. «Властелин колец» — это грандиозное фэнтезийное зрелище, завораживающая эпопея, использующая все приемы кинопроизводства для создания захватывающего путешествия огромного масштаба и глубокой человечности. Композиции Шора великолепно воплощают этот масштаб и воздействие, делая его величайшим саундтреком в истории кинематографа, а также одним из самых смелых и монументальных.